Принятый в 2004 году 98-ФЗ регулирует отношения связанные с коммерческой тайной. Все что касается конфиденциальной информации предпринимателей, которая имеет ценность вследствие ее неизвестности для третьих лиц, а именно установление, изменение и прекращение действия, находит отражение в этом нормативном документе.
Разберемся, что при осуществлении предпринимательской деятельности необходимо знать о коммерческой тайне.
Основные положения и краткое содержание 98-ФЗ
В первую очередь закон определяет что такое коммерческая тайна, какую информацию можно считать конфиденциальной, а какую невозможно отнести к подобным сведениям.
О понятии
Коммерческой тайной называют конфиденциальную информацию, которая при определенных обстоятельствах позволяет получить ее обладателю коммерческую выгоду от ведения бизнеса, например, увеличить свои доходы или не допустить чрезмерных растрат.
Сама информация, которая составляет коммерческую тайну, может быть:
- технической;
- производственной;
- экономического характера;
- связанная с организационными моментами;
- связанная с описанием способов ведения коммерческой деятельности.
В любом случае сведения о ведении профессиональной деятельности должны обладать определенной ценностью, в силу того что они неизвестны третьим лицам и доступ к ним заблокирован на законных основаниях.
Согласно ФЗ-98 от 29.07.2004 действия с информацией, содержащей коммерческую тайну, классифицируются следующим образом:
- доступ к информации;
- передача информации;
- предоставление сведений;
- разглашение сведений.
Различия в определениях весьма критичны. Так, доступом называют ознакомление с конфиденциальными сведениями с согласия обладателя, а передача должна производиться на материальном носителе согласно заключенному договору с контрагентом.
Предоставление сведений также производится на материальном носителе, однако получателями являются государственные органы, и информация необходима им для осуществления их деятельности.
Разглашение сведений — это какие-либо действия, или отсутствие действий, приведшие к тому, что конфиденциальная информация стала известной третьим лицам.
Разглашение информации подразумевает отсутствие согласия на это ее законного обладателя. При этом сведения могут быть переданы устно, письменно или с помощью технических средств.
Что можно рекламировать согласно закону «О рекламе» 38-ФЗ? Читайте список в статье.
Что не относится к коммерческой тайне
Для предпринимателей существуют ограничения, согласно которым следующие сведения не могут быть конфиденциальными:
- Сведения о государственной регистрации физических и юридических лиц, сведения, которые отражены в учредительной документации, различных государственных реестрах;
- Сведения, указанные в разрешающей документации.
- Данные об имуществе и трате бюджетных средств (для госучреждений).
- Информация, которая способны негативно влиять на безопасность жизнедеятельности (экологическая и радиационная обстановка, сведения об обеспечении противопожарной безопасности и т.п.).
- Об условиях труда, системе начисления заработной платы и численности сотрудников.
- О несвоевременном расчете с работниками и долгам по социальным отчислениям.
- О нарушениях действующего законодательства.
- О проведении конкурсов по приватизации имущества, принадлежащего государству.
- Информация о доходах, расходах, имеющемся имуществе.
- О сотрудниках, которые вправе представлять организацию без доверенности.
- Прочая информация, сокрытие которой недопустимо по действующему законодательству.
Охрана конфиденциальных данных
Слагаемые понятия безопасности включают в себя:
- определение данных, которые представляют коммерческий интерес;
- создание условий по ограничению к ним доступа;
- ведение учета лиц, имеющих возможность обращаться с данными;
- регулирование отношений по использованию конфиденциальных сведений;
- обозначение материальных носителей специальным грифом «Коммерческая тайна» с указанием законного обладателя.
После того как владелец информации предпринял вышеуказанные действия, режим коммерческой тайны вступает в силу.
Стоит отметить, что владелец обязан ознакомить работников с этим режимом и предупредить об ответственности за его нарушение. Правила обращения с конфиденциальной информацией должны быть обозначены в трудовом договоре.
При представлении конфиденциальной информации, например по запросу полиции, государственные органы обязаны создать условия, по которым она не станет известной заинтересованной стороне. При нарушении этих условий виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Скачать действующую редакцию Федерального закона
Последние изменения закона о коммерческой тайне
Последние изменения коснулись ФЗ-98 в 2014 году. Из закона были изъяты понятия «ноу-хау» и «секрет производства», которые были отнесены к авторскому праву, регламентируемому Гражданским кодексом РФ.
Закон 127-ФЗ о несостоятельности: как получить статус банкрота. Читать далее.
На работе не выдают аванс по заработной плате? Что грозит руководству, узнайте здесь.
Также была создана статья 6.1, и стало обязательным установление режима коммерческой тайны. Теперь возникновение прав на конфиденциальную информацию, ее изменение, отмена и прочие действия могут осуществляться только после установления данного режима. Также согласно этой статье обладатель информации вправе требовать соблюдение конфиденциальности от лиц, имеющих к ней доступ.
Серьезные изменения коснулись 11 статьи Закона, регламентирующей охрану данных. Так, теперь работодатель вправе:
- требовать от сотрудников соблюдать конфиденциальность после прекращения трудовых отношений;
- требовать от работников возмещение убытков, связанных с разглашением коммерческой тайны, если эти данные были им защищены.
Также статья устанавливает обязанности работодателя по обращению со сведениями, содержащими коммерческую тайну (п. 1) и руководителя, работающего по трудовому договору (п. 6, 7).