Вот уже несколько лет как цифровые тахографы в России обязательны для установки на большинство видов коммерческого транспорта. Разберемся, в каких случаях это необходимо.
Тахограф — это электромеханическое (аналоговое) или цифровое устройство, считывающее скорость движения транспортного средства — максимальную и среднюю, время остановок и некоторые другие параметры.
Предназначено для контроля за работой водителя, главным образом за соблюдением им установленного трудового режима.
Закон 2020: изменения
В 2020 году «Закон о тахографах» вступает в полную силу. Теперь, согласно ему, практически все автомобили, используемые в коммерческой деятельности, независимости от юридического статуса их владельца или арендатора — будь то ООО, ЗАО или индивидуальный предприниматель — должны быть оснащены цифровыми электронными тахографами.
До начала следующего года даже те транспортные средства, на которых стояли аналоговые тахографы и приборы типа ЕСТР (если они не используются в поездках за границу). Срок работы тахографа должен равняться сроку службы автомобиля, т.е. вплоть до его утилизации.
На какие грузовые автомобили должны устанавливаться тахографы
Устройство на грузовых автомобилях и автобусах внедрялось постепенно, в течении трех лет. К настоящему моменту тахограф должен быть установлен на любом грузовике с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, в том числе:
- грузовики категорий N2 и N3 (средне- и крупнотоннажные), в том числе перевозящие опасные грузы;
- пассажирские автобусы категорий M2 и M3.
Тахограф, устанавливаемый в настоящее время, может быть только цифровым, и соответствовать определенным требованиям. Аналоговые тахографы более не устанавливаются и в большинстве случаев должны быть заменены на цифровые.
Список исключений
Есть ряд исключений в виде особых ТС, на которых обязательная установка тахографа законом не предусматривается:
- Малотоннажные грузовики категории N1 (разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн), например, грузовые «ГАЗели».
- Маломестные автобусы категории M1 также пока не подпадают под действие закона.
К другим транспортным средствам, которые не оснащаются тахографом российского образца, относятся:
- грузовики, осуществляющие международные перевозки и оснащенные тахографом ЕСТР (разрешенным Европейским союзом);
- автобусы, троллейбусы и трамваи, работающие в режиме городского и пригородного маршрутного транспорта;
- военные транспортные средства, а также ТС различных силовых и оперативно-розыскных ведомств;
- учебные автомобили, не использующиеся для коммерции;
- транспортные средства на дорожно-ходовых испытаниях;
- спецтехника, зарегистрированная в гостехнадзоре — тракторы, бетононасосы, автокраны, и т. д.;
автотранспорт старше 30 лет, который не облагается утилизационным сбором; - автоэвакуаторы;
- автомобили пожарной охраны и скорой помощи, в том числе передвижные медкомплексы;
- комбинированные дорожные машины (для уборки городских трасс);
- автотранспорт, обслуживающий нефтяные и газовые скважины;
- автолавки;
- автобусы-катафалки;
- бронированные ТС;
- передвижные лаборатории, мастерские, телестудии;
- узкоспециализированные ТС — муковозы, молоковозы, скотовозы и т. п.;
- грузовики категории С, на которых сельхозпроизводители перевозят свою продукцию в пределах одного и смежных муниципальных районов.
Замена водительских прав с 1 ноября 2020 года производится в МФЦ. Подробности далее.
Многие специальные транспортные средства тахографом можно не оснащать, т. к. их назначение — не длительные перегоны на большие расстояния, а выполнение определенной работы на месте. Их водители и так не заинтересованы нарушать скоростной и трудовой режимы.
Установка тахографа
Прежде чем говорить об установке тахографа, уточним, что его тип и конструкция зависят от перевозок, которые будет осуществлять грузовик. Согласно приказа Минтранса № 237 от 21.08.2013 для коммерческих перевозок внутри России необходим тахограф с блоком криптографической защиты — СКЗИ. Для международных — европейского образца, типа ЕСТР.
Рассмотрим нюансы установки данного устройства для физических и юридических лиц.
Физическому лицу
Нет необходимости устанавливать это устройство, если грузовик используется исключительно в личных, некоммерческих целях, вне зависимости от того, находится он в собственности или в аренде.
На практике это означает, что можно арендовать грузовую машину без тахографа, чтобы отвезти груз кирпичей на собственную дачу, но при себе необходимо иметь счет-фактуру, подтверждающую, что это именно ваши кирпичи.
Юридическому лицу
Установка прибора контроля трудового режима водителя в каждый автомобиль любым юрлицам и индивидуальным предпринимателям необходима, если они занимаются пассажирскими и/или грузовыми перевозками и не подпадают под какое-либо из описанных выше исключений.
При этом, если владелец грузовика заключил контракт, например, на аренду своего ТС вместе с экипажем — водителем, в роли которого выступает сам, то тахограф регистрируется на эксплуатирующую организацию. Ей же вменяется в обязанность установка блока СКЗИ (средства криптографической защиты). По истечении срока действия договора блок СКЗИ подлежит замене.
Стоимость
Сколько стоит тахограф? В среднем цена этого устройства варьируется в пределах 27-33 тысяч рублей на разрешенные для России цифровые аппараты, снабженные сменным блоком СКЗИ.
В устройствах, соответствующих европейским стандартам, этот блок отсутствует, поэтому ранее они стоили несколько дешевле, но сейчас цены практически уравнялись. Кроме того, отдельно стоит приобрести чипованные карты — водителя, мастерской, предприятия и так далее.
Разрешенные модели
К установке на транспортные средства допустимы только разрешенные, лицензированные модели тахографов, продажа которых происходит через сервисные и дилерские центры, имеющие также разрешение на установку и монтаж.
Перечень разрешенных устройств формирует ФБУ «Росавтотранс». В настоящее время он сравнительно короток. Так, к разрешенным моделям с блоком СКЗИ относят:
- ШТРИХ-ТахоRUS SM 10042.00.00-13 и SM 10042.00.00-14 производства НТЦ «Измеритель» (Москва).
- КАСБИ DT-20M от ОАО «КЗТА» (Калуга).
- Меркурий ТА-001 от ООО «Астор-Трейд» (Москва).
- Drive 5 и Drive Smart от ООО «ПОС Система» (Москва).
- ТЦА-02НК производства ЗАО «Измеритель-авто» (Смоленск).
- EFAS V2 RUS — аналог австрийских тахографов EFAS, производимый ООО «Интеллик Рус» в Калининградской области.
- DTCO 3283 — производство компании ООО «Континентал Аутомотив Рус» по лицензии германской фирмы Сименс (Москва).
Для того, чтобы выезжать в Европу из России, необходимо иметь либо модель EFAS 4, либо Siemens DTCO 1381 с блоком ЕСТР.
Нужен ли тахограф на самосвал, личный грузовик
Все зависит от целей его использования. Если личный грузовик или самосвал используется только для личных нужд, в том числе сдается в аренду для личных нужд, то тахограф ему не нужен, но водителю придется иметь при себе во время рейса документы, подтверждающие некоммерческое использование машины.
Также устройством контроля не оборудуются комбинированные дорожные машины, которые часто производятся на базе КАМАЗа, но только если они оборудованы спецсредствами — щетками, емкостью для песка и т. д.
Дарственная на квартиру: как и где правильно оформить? Читайте в статье.
О нюансах раздела имущества супругов при разводе читать далее.
Самосвал, используемый в любом качестве, кроме личного транспорта, в профессиональных или коммерческих целях, в том числе на стройке или на уборке городских магистралей, оборудуется тахографом в любом случае.
Нужно ли менять аналоговый на цифровой
В настоящее время можно не производить замену аналогового (где данные пишутся на круговую диаграмму) тахографа на цифровой, только если транспортное средство соответствует всем нижеперечисленным параметрам:
- аналоговый тахограф установлен на ТС в заводских условиях, он — часть его комплектации;
- установка производилась до 08.11.2013 года;
- транспорт является автобусом с числом мест более 20 либо грузовиком с разрешенной максимальной массой более 15 тонн;
- транспорт осуществляет только междугородные и международные перевозки.
Штрафы
Наложить штраф сотрудники ГИБДД могут как за отсутствующее устройство, если его наличие в данном ТС является обязательным, так и за неисправное или блокированное. Превышение водителем норм рабочего времени также может привести к административной ответственности.
Для водителей штраф за отсутствие контрольного устройства, а также неправильное использование, составит 3 тысячи рублей, для должностных лиц — 10 тысяч.
Можно ли обойти закон
Формально — да, но придется быть готовым к отстаиванию своего мнения в суде, потратить время и силы на судебную тяжбу.
Дело в том, что существует юридическое противоречие между Техническим регламентом, обязательном к исполнению в сфере технического регулирования, который установлен Федеральным законом «О техническом регулировании», и приказами МинТранса №№ 36 и 237, которые тем же законом имеют рекомендательный характер.
Технический регламент обязывает в положенных случаях иметь тахограф, но не предусматривает блока СКЗИ. Приказы МинТранса предусматривают СКЗи для эксплуатирующихся в России машин, но формально носят рекомендательный характер.
Таким образом, можно установить более дешевое устройство без СКЗИ для движения по России, но свою правоту, скорее всего, придется доказывать в суде.