Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2020 года внесут множество изменений в работу образовательных учреждений и их сотрудников. Новые способы оценки профпригодности, расширение списка обязанностей учителей и изменение вектора развития всей системы – лишь малая доля аспектов, которые стоит учитывать педагогам.
Что это такое
Педагоги – одни из тех, кто формирует состояние будущего общества: именно на их плечах лежит формирование из подрастающих личностей тех, за счет кого будет развиваться государство. Именно поэтому любая страна выражает крайнюю озабоченность вопросами качества образования, что выливается в огромное количество норм и правил для учителей.
Но если до недавнего времени педагоги в нашем государстве руководствовались лишь должностными инструкциями, то с прошлого года была введена новая норма – профессиональный стандарт.
Такой подход уже имел место в частных компаниях и для присвоения уровней квалификации (разрядов) ряду специалистов. Теперь таким же образом будет оцениваться и профессиональная пригодность педагогов и воспитателей.
Идея введения и тестирование
Уже спустя год после создания федерального закона о присвоении определенным категориям работников профессиональных стандартов появилась идея применить эту же концепцию для повышения качества образования.
В 2013 году был создан первый проект закона, в котором авторы попытались разработать процедуру объективной оценки педагогов. За основу были взяты:
- личностные качества работника сферы образования;
- профессиональная готовность;
- спектр применяемых методов в преподавании.
В результате в том же году Министерство труда издало приказ, утверждающий необходимость создания профстандартов. Это значило, что процесс принял необратимый характер и идея с оценкой профессиональных качеств педагога будет воплощена.
Изначально планировалось опробовать методику в ряде передовых учебных заведений, а в 2015-м запустить во всех школ и вузов. Тем не менее, процесс затянулся и дату официального утверждения профессиональных стандартов для педагогов перенесли на начало 2020 года.
Улучшение было замечено сразу по нескольким ключевым параметрам:
- условия труда педагогов;
- средний уровень знаний учащихся;
- результаты сдачи промежуточных контрольных тестов и ЕГЭ.
Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2020 года обязывают каждого работника сферы образования подтвердить свою профпригодность в соответствии с утвержденной процедурой и существенно переработать подход к обучению на основании вышеупомянутых стандартов.
На данный момент приказ Министерства труда уже имеет юридическую силу и активно распространяется среди руководителей учебных заведений всех уровней. Последние обязаны ознакомить педагогов со стандартами и создать условия для их внедрения в своих учреждениях.
Скачать полный текст официального документа «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» можно здесь.
Структура
Разработка и создание профессиональных стандартов для работников сферы образования проводилось основываясь на множестве точек зрения. Для работы над этим проектом были подключены не только действующие педагоги, но и эксперты в области детской психологии и проводившие статистические исследования ученые.
Группа специалистов пришла к выводы, что современный педагог для поддержания высокого уровня образования должен быть:
- компетентным;
- образованным;
- эрудированным;
- умеющим приспосабливаться к изменениям;
- прогрессивным.
Собственники могут лишиться земельных участков в 2020 году. Читать далее.
Большой акцент рабочая группа, разрабатывавшая профстандарты, делала на универсализацию системы для учеников с разным уровнем развития способностей. По задумке авторов концепции немалую роль в этом играет и построение доверительных отношений между педагогом и его подопечным. Это позволит получить максимально четкое представление о способностях ученика, уровне его развития и применить эти знания.
Также профстандарты призваны дать учителям некий эталон поведения в процессе выполнения собственных обязанностей. По замыслу специалистов современный педагог должен стать примером для подрастающего поколения и взять на себя больше ответственности за его дальнейшее развитие.
Профессиональные стандарты внедряют тестирование учителей по трем ключевым параметрам, которые определяют качество обучения в современных учебных заведениях:
- Построение процесса обучения.
- Воспитание учеников.
- Развитие у них определенных навыков и умений.
Если рассмотреть ситуацию более детально, то от учителя требуются:
- безукоризненное знание и понимание преподаваемой дисциплины;
- умение применять большой спектр методик для эффективной подачи знаний учащимся;
- владение методическими техниками, позволяющими находить индивидуальный подход к каждому из подопечных.
Но особого внимания заслуживает именно последний пункт, ведь в соответствии с ним функции педагога существенно расширяются. Предполагается, что каждый учитель в той или иной мере должен взять на себя роль авторитета и помочь учащемуся в решении его проблем, даже если те касаются процесса обучения лишь косвенно.
Фактически, работники сферы образования разделят между собой функции психологов и дефектологов, существенное сокращение которых началось еще в конце прошлого года.
Воспринимать профессиональные стандарты как повышение ответственности без видимых положительных сторон не стоит. За счет оптимизации штата сотрудников с узкой специализацией (логопедов, дефектологов и т.п.) и сохранения бюджетных ассигнований на образование прогнозируется значительное повышение заработной платы каждого из сотрудников.
Успехи учителей в подтверждении своей компетентности также будут влиять на итоговый размер их заработной платы, на что прозрачно намекали все без исключения авторы инициативы.
Для чего нужны Профстандарты
Огромные усилия по разработке и внедрению системы профстандартов в образовательные учреждения предполагает существенный рост качества образования:
- Повсеместный контроль основных сторон педагогической деятельности (образованности, инициативности, внимания к подопечным) даст возможность исключить из системы образования кадры, не соответствующие целям государственной политики в отношении образования.
- Помимо всего прочего большой упор делается на повышение гибкости системы, которая может быстро видоизменяться за счет внедрения новых технологий и стремительного развития технических средств. В число обязанностей учителя теперь войдет не только преподавание предмета, но и умение быстро перестраиваться, адаптируясь к реалиям окружающего мира.
- На практике внедрение профстандартов делает работников сферы образования более универсальными, а также поощряет кадры с ярко выраженным стремлением к совершенствованию своих навыков.
- Одним из приоритетов инициативы является поощрение самообразования как у учащихся, так и среди преподавателей. Радикальные изменения после вступления стандартов в силу не наступят, но заложат фундамент для глубокой реформы образования.
Новые задачи
В зависимости от знаний, умений и успехов педагога новые профессиональные стандарты предусматривают разделение на пять уровней компетенции. Каждый из них имеет свой перечень необходимых требований, а оценка каждого специалиста производится по почти двум десяткам параметров.
В качестве основных задач этой концепции:
- повышение степени адаптации детей-инвалидов к социуму;
- поддержка социально уязвимых учеников;
- распознание и развитие талантливых детей.
Фактически, педагог обязан будет решать не только проблемы методологического характера, но и способствовать поддержанию устойчивого психологического состояния у учащихся.
В число новых задач, которые должно решить внедрение профстандартов, входит выполнение учителем роли социального терапевта, сотрудничая с представителями узкоспециализированных областей педагогики (логопедами, дефектологами и т. д.).
Ошибочно считать, что принимаемые профстандарты созданы для школы и касаются лишь учителей, работающих там. Требования распространяются для работников всех сфер: их дифференциация создана как для ДОУ и дополнительного образования, так и для высших учебных заведений.
Для каждого типа учебных заведений отдельно разрабатываются:
- способы оценки;
- должностная инструкция;
- образцы трудовых договоров;
- рекомендованные оклады для представителей того или иного уровня аккредитации;
- инструкции по аттестации сотрудников.
Увеличится ли зарплата преподавателей
Соответствие профессиональным стандартам, подтвержденное официально по разработанной процедуре, позволит учителю получать значительно более высокий оклад – именно такое мнение неоднократно озвучивалось авторами инициативы.
О нюансах выхода участника из ООО читайте далее.
Как заполнить форму 6-НДФЛ, узнайте из статьи.
Тем не менее, пока ни Министерство труда, ни Министерство образования официальных заявлений и цифр не озвучили.
Представители правительства РФ же неоднократно упоминали о существенном поднятии среднего оклада учителей, что наверняка взаимосвязано с внедрением профстандартов.
Проблемы внедрения
Существует сразу несколько тезисов, которые подвергают сомнению возможность безболезненно внедрить профстандарты в учебных заведениях:
- низкий уровень материального обеспечения;
- неприспособленность большинства школ к обучению детей с ограниченным возможностями;
- малое количество работников с узкой специализацией (сурдопереводчиков, тьюторов, дефектологов и т. д.);
- невысокий уровень подготовки и переподготовки педагогов;
- низкий уровень обеспечения методическими материалами;
- слабое взаимодействие между муниципальными органами и учителями на местах;
- вероятное ухудшение обстановки в коллективе педагогов за счет разделения на должности с разными уровнями оклада и ответственности;
- значительная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя;
- отсутствие алгоритма профессиональной аттестации, позволяющего адекватно оценивать его успехи.
Мнение учителей
В течении двух лет, которые понадобились специалистам для сбора данных об эффективности профессиональных стандартов, было сделано множество выводов. И если авторы инициативы и все причастные к ее разработке хвалили идею и способы ее реализацию, то среди педагогов подобного единодушия не наблюдалось.
Большая часть критики касалась отсутствия надлежащей материальной базы и технических возможностей для развития специалиста и соответствия предложенным нормам. Также затрагивалась и огромная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя: ситуация, когда педагог работает на две ставки из-за недостатка средств на существование, не так уж и редко встречается в современных реалиях.