Правила перевозки детей в автомобиле: новые изменения в ПДД, когда можно посадить ребенка на переднее сиденье, выбор автокресла, групповые автобусные перевозки, штрафы за нарушение безопасности.
Автомобиль перестал быть роскошью и сейчас во многих семьях есть сразу несколько стальных коней. И естественно, дети с рождения передвигаются на автомашине. Однако не стоит забывать, что помимо удобства, автомобиль может стать причиной трагедии.
Если всмотреться в сводки ГАИ, то видны ужасающие цифры. За год на дорогах больших городов происходит сотни ДТП и в них часто страдают дети. За первые 10 месяцев 2020 года произошло:
- 142 4737 ДПТ всего
- 16249 детей пострадало
Около 10 лет назад появилась ответственность за перевозку ребенка без автокресла. Изначально автомобилисты встретили идею о необходимости применения автокресла весьма скептически, считая, что это совершенно ненужная вещь. Да и многие автомашины просто не были оборудованы ремнями безопасности сзади. Спустя несколько лет автомобильное кресло стало обыденностью и более того, многие родители осознали, что пристегнутый в нем ребенок в безопасности не только при ДТП, но и при любом неосторожном маневре водителя.
Пункт 9 ст. 22 гласит о том, что перевозка детей до 12 лет должна осуществляться с применением детских удерживающих устройств, которые соответствуют весу и росту маленького пассажира или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка.
Но стоит посмотреть на современных детей и сразу становится понятным, что их нельзя удержать в определенных рамках. Бывает что 12 летний ребенок худощав, невысок и строен, а его 9 летний приятель выше на целую голову, и при всем желании не может поместиться в автокресло, потому что упирается головой в потолок автомобиля. Для него такой способ передвижения будет представлять опасность. Это подтвердили многие тесты, проведенные различными компаниями.
Новые изменения в ПДД
В конце прошлого года многие издания писали о том, что с 1 января 2020 года правила перевозки детей в автомобиле изменятся в пользу автомобилистов. Это действительно так, поскольку в последней редакции Правил Дорожного Движения были внесены поправки в пункт 9 ст.22.
Был снижен возрастной ценз, обязывающий маленького автомобилиста находиться именно в автокресле. В новой редакции кресло должно быть обязательным для ребенка лишь до 7 лет при нахождении его на заднем сидении.
Но на деле все оказалось не так просто, и на сегодняшний момент эти изменения до сих пор не приняты и находятся на рассмотрении.
Правила перевозки детей в автомобиле
Правила перевозки детей в автомобиле сейчас остаются неизменными. Ребенок должен быть пристегнут штатным ремнем с применением удерживающего устройства или находиться в автокресле. В отдельную категорию стоит выделить новорожденных детей.
Новорожденных
Кстати, на Западе, ребенка могут не отдать родителям, если те не оборудовали автомобиль специальной люлькой.
Многие родители уверены, что малыша защитит их любовь и крепкие руки, но, к сожалению, множество тестов доказали что даже при столкновении на скорости 60 км/ч. человек не способен удержать малыша на руках.
Если вы устанавливаете автолюльку на переднее кресло, то малыш ни в коем случае не должен оказаться по ходу движения. Только против!
Почему, несложно понять, если посмотреть любой краш-тест. При столкновении пассажир по инерции продолжает двигаться вперед и именно для того, чтобы он не вылетел из машины, и существуют ремни безопасности. Но кроху они могут не удержать, и поэтому автолюлька устанавливается так, чтобы малыш смотрел на спинку кресла.
Передняя подушка безопасности должна быть отключена. В противном случае при срабатывании она может серьезно покалечить кроху.
До 12 лет
Закон четко определил свою позицию в этом вопросе. Перевозка осуществляется с применением удерживающих устройств. Другими словами, ребенок должен быть или в автокреле или на бустере и пристегнут автомобильным ремнем
На переднем сиденье
Многие автомобилисты уступают просьбам подросших детей и сажают их на переднее сиденье. В этом случае стоит понимать, что не только на лицо нарушение действующего законодательства, но и ребенок подвергается реальной опасности.
Как купить квартиру на материнский капитал? Подробности далее.
В этом вопросе правила четко определили позицию государства. На переднем сидении допустимо перевозить ребенка только в специальном удерживающем устройстве.
Классификация автомобильных кресел
Производители довольно четко определили критерии деления кресел на разряды – это вес и рост ребенка. Здесь все довольно просто, кресло конкретного класса способно обеспечить безопасность в этих пределах, поскольку оно создано с учетом особенностей ребенка.
Так пятиточечные ремни, которые обеспечивают комфорт и уверенность, сработают лишь в том случае, если расположены непосредственно над плечами, а не выше или ниже.
Попробуем свести все категории детских кресел в одну таблицу, чтобы было проще разобраться в нюансах.
№ |
Маркировка кресла | Примерный возраст | Вес пассажира | Правила установки в автомобиле |
1 | 0 | Новорожденный | До 10 кг |
Устанавливается только на заднее сиденье. Это единственное кресло, которое необходимо устанавливать не вдоль, а поперек сидения. То есть в направлении от двери к двери. Ребенок фиксируется ремнями в люльке во избежании падения. Обязательно наличие сопровождающего взрослого |
2 |
0+ | От 0 до 12 – 15 мес. | До 13 кг | Может быть установлено на переднем кресле против хода движения. Подушка безопасности должна быть обязательно отключена |
3 | 1 | 1 – 4 года | 9 – 18 кг |
Устанавливается только на заднем сиденье лицом по ходу движения. Имеет несколько положений спинки для сна и бодрствования. Предпочтительно оснащение креплениями IsoFix |
4 |
2 | 3 – 7 лет | 15 – 25 кг | Может быть установлено на переднем кресле, при условии отключения подушки безопасности. Несколько положений спинки |
5 | 3 | 5 – 12 лет | 22 – 36 кг |
Кресло для самых взрослых детей. Фиксируется ремнями безопасности. Есть модели с пятиточеными ремнями, есть также такие, где ребенок пристегивается штатным ремнем автомобиля |
6 |
бустер | 7 – 12 лет | Для крупных детей |
Представляет собой специальную подкладку, которая устанавливается в автомобиле. Ребенок садится на нее и пристегивается штатным ремнем. Таким образом ремень проходит по области грудной клетки, а не по шее. Также удобен нет, что не требует установки и крепления, занимает мало места в багажнике. |
Отдельно надо выделить кресла-трансформеры. Как привило, они подходят под категорию 3, то есть предназначены для больших детей. Удобство заключается в том, что спинку и сиденье можно разделить, превратив кресло в бустер.
Так летом, когда на ребенке мало одежды, он едет в полноценном кресле с пятиточечными ремнями, а зимой в толстой куртке и штанах садится на бустер и закрепляется штатным ремнем. В семьях, где трое детей использовать бустеры не очень удобно, потому что замок от ремня безопасности находится под ним, что затрудняет застегивание.
Новые правила для групповых перевозок автобусом
Если с перевозкой в легковом авто все понятно, то многих интересует вопрос о перевозке на автобусе. К примеру, если ребенок едет с классом на экскурсию или в лагерь. ПДД в последней редакции в ст 22 п.6 ссылается на Правила организованной перевозки группы детей автобусами.
С 1.07.2017г вступят изменения, которые касаются года выпуска автобусов:
- транспорт старше 10 лет запрещено использовать для перевозки групп детей;
- автобус должен быть оборудован тахографом и системой спутниковой навигации;
- ремни безопасности обязательны.
К водителю тоже будет предъявлен ряд довольно жестких требований:
- стаж в качестве водителя категории D не менее 1 года;
- отсутствие административных правонарушений связанных с дорожным движением;
- обязательный инструктаж, акцентирующий внимание на перевозку детей;
- обязательный медосмотр.
Составляется ряд нормативных документов, которые передают в ГАИ для согласования. Если перевозка осуществляется колонной из трех или более автобусов, то обязательно сопровождение автомобилями подразделения ГАИ.
Штрафы
Несмотря на то, что наличие автокресла спасло жизнь ни одного малыша, многие автомобилисты считали его дорогой игрушкой. Хотя цена устройства в среднем сегменте составляла около 5 заправок полного бака.
О том, как воспользоваться программой Доступное жилье молодым семьям, читать здесь.
О новом законе о коллекторах и коллекторской деятельности читайте статью.
Первые штрафы начались в 2007 году, когда были внесены изменения в закон. Но на тот момент штраф составлял 500 рублей, что приравнивалось к непристегнутому ремню безопасности. Многие водители предпочитали «договариваться» поскольку сумма была незначительна.
В 2013 г штраф был поднят до 3-х тысяч рублей, что составляло уже довольно крупную сумму денег, сопоставимую с приобретением автокресла.
Если в автомобиле есть кресло, но ребенок едет не пристегнутым ремнями или же сидит не в кресле, это приравнивается к нарушению и карается по ст 12.23 п.3КоАП РФ.
Штрафы за нарушение организованной перевозки групп детей составляют 3 тысячи рублей на водителя и 25 тысяч рублей на должностных лиц. На официальном сайте ГАИ даны четкие разъяснение по этому вопросу.
Памятка водителю с ребенком в машине
- Автомобиль должен быть оборудован ремнями безопасности для крепления детского устройства.
- Если кресло оборудовано системой IsoFix, оно должно быть закреплено по всем правилам.
- Установленное кресло не должно качаться или перемещаться каким-либо образом.
- При наличии возможности, кресло устанавливается на заднем сидении автомобиля.
- Если перевозится новорожденный, то автолюлька устанавливается только сзади. Рядом находится сопровождающий взрослый.
- Наиболее безопасным считается место за переднем пассажиром. Именно там и рекомендовано перевозить малыша.
- На переднем кресле, не достигший 12-летнего возраста ребенок, может находиться только в автокресле, независимо от его роста и веса.
- При установке кресла категории 0+ на переднее сиденье, обязательно отключение пассажирской подушки безопасности. Малыш должен находится против хода движения, то есть смотреть на спинку кресла, а не на дорогу.
- Перевозка новорожденного в обычной люльке от коляски категорически запрещена
А что у них?
Ехать на автомобиле в Европу и не иметь детского кресла – это верх неразумности. Ибо штрафы в странах Еврозоны достаточно велики и «договориться по-хорошему» не получится.
Законодательство Австрии похоже на российское в этом вопросе. Так же действует правило, что до 12 лет ребенок обязан находиться в кресле. В противном случае штраф, который будет увеличен при повторном нарушении. Германия солидарна в этом вопросе со своими соседями.
В Греции автокресло необходимо до 3 лет, но в дальнейшем малыш обязан находиться на заднем сиденье. Пересесть вперед можно только в 11 лет или же при росте 135 см.