С начала текущего года состоится переход МУП и ГУП (муниципальных и городских унитарных предприятий) на новую систему закупок. Новый закон также предусматривает реорганизацию самих структур в соответствии с контрактной формой взаимодействия с поставщиками товаров и услуг.
Что ждет унитарные предприятия
Переход государственных и муниципальных предприятий на закон 44-ФЗ является еще одним из способов повышения прозрачности и улучшения общественного контроля в сфере закупок. Для достижения этих целей и повышения конкуренции законодатель обязал МУП и ГУП принять новую форму взаимодействия с компаниями и организациями – контрактную.
Новый федеральный закон стимулирует или вовсе делает обязательными новые формы проведения торгов:
- открытые конкурсы;
- электронные аукционы;
- запрос котировок.
Существует дополнительный документ – Распоряжение Правительства Российской Федерации №471-Р от 21.03.2016, где оговаривается ряд нюансов, связанных с переходом МУП и ГУП на контрактную форму закупок. В нем же указывается, в каких случаях получение услуг и работ возможно лишь у одного поставщика – в большинстве случаев подобные сценарии новый ФЗ исключает.
Другая цель нового закона – возможность установки ограничений на закупки из-за границы.
Поводом для этого стало желание авторов поддержать отечественного производителя, повышая долю контрактов с организациями и компаниями, работающими на территории РФ.
Переход на закон 44 ФЗ
Законодатель отмечает, что закон 223-ФЗ, регулировавший закупки МУП и ГУП до вступления 44-ФЗ в силу, отличался меньшим количеством ограничений. Это и привело к большому пространству для создания схем, противоречащих антимонопольному законодательству.
Взаимодействие с одними и теми же поставщиками привела к стагнации некоторых унитарных предприятий, чему и призван положить конец 44-ФЗ.
Переход на новые положения носит принудительный и обязательный характер. С начала текущего года МУП и ГУП могут в процессе перехода последовать по одному из сценариев:
- Перестроить систему закупок и работу предприятия для соответствия принятому 44-ФЗ.
- Преобразоваться в акционерное общество (АО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).
- Зарегистрироваться как госучреждение и подчиняться региональному законодательству о закупках, актуальному в субъекте РФ, где работает унитарное предприятие.
Сколько будут платить пенсию работающим пенсионерам? Читать далее.
Пошаговый алгоритм для реорганизации
Если преобразование в АО, ООО или госучреждение недоступны, то унитарное предприятие должно пройти процесс реорганизации. Эта процедура призвана изменить работу МУП и ГУП таким образом, чтобы процесс дальнейших закупок не противоречил новому 44-ФЗ.
В процессе проверки законодатель предлагает алгоритм для реорганизации любого государственного или муниципального унитарного предприятия:
- Регистрация на электронных торговых площадках с получением соответствующих разрешений и файлов. Ключевым моментом является выдача УЭП (усиленной электронной подписи), без которого невозможна регистрация и авторизация в упомянутых системах. Вопросами изготовления и выдачи ключа занимается Федеральное казначейство РФ.
- Внесение предприятия в реестр Единой информационной системы. В соответствии с приказом №27н Федерального казначейства эта процедура является обязательной.
- Заполнение профиля и подача всех необходимых данных в личном кабинете пользователя Единой информационной системы (ЕИС).
- Переквалификация действующих специалистов на ведение электронных торгов по контрактной системе, либо наем новых кадров.
- Организация и регистрация нового подразделения унитарного предприятия, либо учреждение должности, которые будут отвечать за торги. Они будут носить названия контрактной службы и контрактного управляющего соответственно.
- Организация курирующего органа – комиссии, контролирующей закупки унитарного предприятия.
- Создание и размещение собственных положений о закупках на ресурсах Единой информационной системы.
- Поиск и выбор оптимальной площадки для совершения дальнейших торгов.
- Создание плана закупок на ближайший календарный год.
- Проведение закупок товаров и работ.
Преобразование МУП и ГУП
Если решение о реорганизации муниципального или государственного предприятия все же не было принято, то в соответствии со статьей 34 остающегося в силе ФЗ-161 от 14.11.2002 МУП и ГУП может преобразоваться в АО и ООО.
Реорганизация в акционерное общество предполагает создание бюджетной автономной компании, работа которой не предполагает получение прибыли или коммерческой выгоды.
Права на оперативное управление имуществом у новообразованной структуры остаются, но действовать она будет уже в составе одного из органов местного самоуправления.
Форму, в которой предприятие будет работать, 44-ФЗ также определяет, опираясь на размер уставного капитала:
- менее 100 тысяч рублей – реорганизация в ООО;
- более 100 тысяч рублей – регистрация акционерного общества (АО).
Впоследствии происходит процесс частичной приватизации имущества или полного отчуждения имущественного комплекса расформированных муниципального или государственного унитарных предприятий.
Дальнейший список того, что надо успеть, таков:
- Создание промежуточной отчетности о преобразовании.
- Аудиторская проверка составленных документов.
- Создание планов земельных участков общества и его недвижимого имущества.
- Организация работы дочерних компаний.
- Определение списка объектов, не подлежащих приватизации АО или ООО.
- Расчет балансовой стоимости активов компании и определение ее уставного капитала.
- Разработка нового устава АО или ООО.
Можно ли избежать или отсрочить
В соответствии с 44-ФЗ унитарные предприятия должны начать работу уже с 1 января 2020 года. Но в качестве исключений и поводов для отсрочки в законе упоминаются:
- банкротство МУП или ГУП;
- состоявшееся преобразование унитарного предприятия;
- заключение долгосрочных контрактов с поставщиками до конца 2020 года.
Важный момент: отсрочка будет дана организации лишь в том случае, когда в процессе банкротства имущество компании передается другому физическому или юридическому лицу.
При этом многие МУП и ГУП попросту не смогут преобразоваться в автономные учреждения, ибо не работают в сферах:
- науки и образования;
- здравоохранения;
- СМИ и культуры;
- занятости и соцзащиты.
Отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ
Высказывания Путина и Медведева по поводу важности принятия 44-ФЗ и ускорения его перехода на электронные торги говорят о решительном настрое законодателя – премьер-министр и вовсе заявил, что объем электронных торгов к середине 2020 года составит 29 триллионов рублей, то есть 100% от суммарного прогнозируемого их размера.
Новый закон об отпуске 2020. Подробности в статье.
Как можно получить полис ОМС? Читать далее.
Из сферы правового регулирования 44-ФЗ (по сравнению с ранее действовавшим 223-ФЗ) исключаются правоотношения, связанные с:
- закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями,
- аналогичными процедурами при участии территориальных избирательных комиссий;
- также эти операции запрещены окружным избирательным органам, избирательным комиссиям муниципальных образований (кроме комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации).
Что добавили в новый закон:
- Конкретизируется используемый в названном Федеральном законе понятийный аппарат, в частности, даётся определение совокупного годового объёма закупок.
- Уточняются порядки применения методов обоснования цены контракта и осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Определяются особенности проведения закупок для поддержки функционирования компаний-заказчиков, действующих в правовом поле иностранного государства.
- Снижается сложность процедуры закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но вносится большое количество ограничений на такие контракты. Как пример: в новом законе прописана возможность осуществления малых закупок у единственного поставщика в объеме до двух миллионов рублей либо пяти процентов совокупного годового их размера, но не более пятидесяти миллионов рублей.
- В отдельных случаях исключается обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (кроме осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены и иных существенных условий контракта.