Федеральный закон об охране здоровья граждан 323 подвергся изменениям в 2020 году и содержит всю полноту информации о правах и обязанностях пациентов, медучреждений и их работников. В нем описаны методы контроля и реализации мероприятий, направленных на медицинскую защиту населения.
Глава 1. Основа
В первой главе Федерального закона об охране здоровья граждан рассмотрены основные положения и нормативная база правового акта.
Статья 1. Что регулируется ФЗ
Рассматриваемый закон призван регулировать взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья (далее ОЗГ), он определяет границы:
- основы ОЗД (организационные, правовые и экономические);
- обязанности и права различных социальных групп страны и отдельных граждан, а также гарантии предоставления соответствующих услуг;
- ответственность и все необходимые полномочия органов власти РФ на всех уровнях;
- обязанности и права организаций, предоставляющих услуги в сфере ОЗГ (включая права и обязанности сотрудников медицинских учреждений).
Статья 2. Основные определения, используемые в ФЗ
Понятие |
Определение |
Качество медпомощи | Своевременность помощи, правильность выбранного лечения и диагностики, результат медицинского вмешательства. |
Тяжесть заболевания | Степень патологического состояния больного. |
Сопутствующие заболевания | Недуги, не связанные с основным заболеванием (как правило, не несут опасности внезапной смерти и не требуют немедленного вмешательства). |
Основное заболевание | Недуг, который требует немедленного лечения, потому что несет опасность потери работоспособности и может стать причиной инвалидности или смерти. |
Состояние | Искажение работы организма пациента из-за болезни. |
Заболевание | Недуг, возникающий под воздействием различных факторов (образа жизни, качества среды, наследственности), и негативно влияющий на работу организма. |
Лечащий врач | Доктор, непосредственно ответственный за терапию. |
Фармацевтический работник/организация | Физическое/юридическое лицо с соответствующим образованием, занимающееся хранением, перевозкой и реализацией лекарств. |
Медицинский работник/организация | Физическое/юридическое лицо с медицинским образованием, оказывающее услуги в соответствующей области. |
Медицинская деятельность | Комплекс мер и мероприятий, направленных на диагностику, лечение и профилактику недугов, и оказанных специалистами с соответствующим образованием и практикой. |
Пациент | Физическое лицо, обратившееся в медицинскую организацию за помощью. |
Лечение | Комплекс мероприятий терапевтического характера. |
Диагностика | Комплекс мер, направленных на изучение и анализ текущего состояния пациента с использованием специальных исследований и иных способов. |
Профилактика | Комплекс мероприятий, способствующих укреплению иммунитета пациента и улучшению его физического состояния, и направленных на купирование (предотвращение появления) недуга. |
Медицинское вмешательство | Любое действие медицинского работника диагностического, терапевтического и иного характера, затягивающее психическое или физическое состояние больного. |
Медицинская услуга | Медицинское вмешательство законченного характера. |
Медицинская помощь | Комплекс мероприятий, направленных на улучшение здоровья пациента с предоставлением соответствующих услуг. |
ОЗГ |
Включает в себя меры следующего характера:
Осуществляется на всех уровнях государственной власти для оказания медицинских услуг гражданам, а также укрепления и сохранения их психического и физического состояния. |
Здоровье | Степень благополучия человека в физическом, психическом и социальном плане. |
Статья 3. Правовая база сферы ОЗГ
Правовое регулирование сферы ОЗГ основывается на следующих юридических документах:
- Конституции РФ.
- Законе об ОЗГ.
- Федеральных законах РФ, а также нормативных актах субъектов РФ.
- Муниципальных правовых актах, не противоречащих рассматриваемому закону и другим юридическим нормам в Российской Федерации.
Принципы соблюдения закона об ОЗГ:
- если какая-либо норма, прописанная в настоящем законе, не соответствует иным правовым актам РФ, то к исполнению принимаются положения закона;
- если в международном договоре РФ, касающемся ОЗГ, установлены нормы, противоречащие рассматриваемому закону, то к исполнению принимается первый;
- в областях с опережающим социально-экономическим развитием действует ФЗ № 160 от 29.06.2015 года;
- законодательные нормы в отношении территорий международного медицинского кластера исполняются на основании ФЗ №213 от 13.07.2015 года;
- на территории свободного порта Владивосток применяются правила соответствующего ФЗ.
Глава 2. Принципы ОЗГ
Статья 4. Основные принципы ОЗГ
Здесь перечисляются главные правила ОЗГ, рассмотренные подробно в следующих статьях.
Статья 5. Соблюдение государственных гарантий и прав граждан РФ в сфере ОЗГ
Государство:
- Гарантирует отсутствие любой дискриминации, связанной с наличием недуга.
- Обеспечивает защиту здоровья граждан любого:
- пола;
- возраста;
- расы;
- языковой принадлежности;
- происхождения;
- национальности;
- социального статуса;
- имущественного положения;
- вероисповедания;
- должности;
- убеждений;
- места жительства;
- членства в общественных организациях и др.
3. Организует все мероприятия, связанные с ОЗГ, в соответствии с признанными правами граждан и нормами международного права.
Об изменениях в правилах перевозки детей в автомобиле читайте далее.
Статья 6. Интересы пациента — главный критерий принятия решений при осуществлении медицинской помощи
Соблюдение интересов больного осуществляется благодаря:
- соблюдению интересов всех лиц, находящихся в медицинском учреждении;
- созданию таких условий лечения в стационаре, когда пациента могут навещать близкие (зависит от состояния пострадавшего);
- соблюдению противоэпидермических норм;
- размещению и проектировке медучреждений согласно удобству пациентов и санитарно-гигиеническим нормам;
- рациональному использованию времени больного при его лечении;
- наличию необходимого ухода во время терапии;
- оказанию помощи пострадавшему с учетом его вероисповедания и традиций, а также исходя из его физического состояния;
- уважительному отношению к пациенту, основанному на принципах гуманизма, а также соблюдением этических и моральных норм.
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей (далее ОЗД)
Приоритетность ОЗД осуществляется следующим образом:
- разработка государственных программ для раннего выявления недугов у детей и их лечение;
- осуществление мероприятий, направленных на сокращение детской и материнской смертности;
- мотивация детей и их родителей к ведению здорового образа жизни;
- создание специальных условий для терапии инвалидов;
- развитие необходимой инфраструктуры для осуществления эффективного лечения;
- обеспечение детей нужными продуктами и медикаментами;
- создание благоприятных условий для лечения несовершеннолетних в стационарах (с возможностью удобного размещения при них близких людей);
- соблюдение прав детей в сфере ОЗД;
- оказание приоритетной помощи и защиты детям независимо от их социального и семейного положения.
Статья 8. Социальная защита граждан в случае утраты здоровья
Обеспечение социальной защиты населения с помощью специальных государственных мер (правовых, организационных, экономических, медицинских, социальных) согласно закону РФ.
Статья 9. Ответственность государства и его представительств за обеспечение прав граждан в сфере ОЗ
Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, а также медицинских организаций и их представителей в сфере ОЗГ определяется законом РФ.
Статья 10. Доступность и качество медпомощи
Качественность и доступность медпомощи осуществляется:
- расположением стационаров и других медучреждений максимально приближено к дому, работе или учебному заведению граждан;
- наличием нужного количества квалифицированного медицинского персонала;
- доступностью права выбора пациентом доктора и медучреждения;
- соблюдением стандартов и порядка оказания медпомощи;
- предоставлением медучреждением полного спектра бесплатных услуг согласно закону РФ;
- размещением медицинских организаций согласно потребности населения;
- территориальной доступностью медучреждений, в том числе для инвалидов;
- наличием необходимых средств связи, оборудования и транспорта у медработников для оказания помощи.
Статья 11. Отказ в осуществлении медпомощи недопустим
За отказ в оказании помощи в соответствии с государственной программой бесплатного медицинского страхования сотрудники медучреждения несут ответственность согласно закону РФ.
Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
Профилактические меры в сфере ОЗГ осуществляются с помощью:
- специальных государственных программ, направленных на формирование здорового образа жизни населения, снижения употребления алкоголя, табака и наркотических средств;
- санитарно-противоэпидермических мероприятий;
- предупреждения и выявления на ранних стадиях социально значимых недугов;
- профилактических осмотров и диспансеризации населения;
- мероприятий по ОЗГ и жизни граждан в процессе их работы и учебы.
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
К врачебной тайне относится:
- факт обращения человека в медучреждение;
- диагноз и состояние здоровья пациента;
- любые сведения, полученные в процессе терапии и профилактики.
Врачебную тайну запрещено разглашать и после смерти пациента, кроме ситуаций:
- добровольного согласия (письменного) на это гражданина;
- лечения пациента, который не может по каким-либо причинам выразить свою волю;
- при инфекционной и иной угрозе другим гражданам;
- запроса сведений органами прокуратуры, дознания, уголовно-исполнительной системы;
- использования пациентом запрещенных препаратов и наркотических веществ;
- болезни несовершеннолетнего;
- подозрения о намеренном причинении вреда пострадавшему (информация для ОВД);
- военной экспертизы;
- несчастного случая на месте работы (в сферах, предусмотренных законом);
- обмена сведений между медучреждениями для оказания помощи пациенту;
- контроля и учета в сфере обязательного медицинского страхования, а также качества предоставляемых услуг.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти на всех уровнях в сфере ОЗГ
Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти
Организация и реализация мероприятий, направленных на ОЗГ, а также контроль медицинских организаций (с установлением порядка в них согласно закону) и защита прав и свобод граждан в этой сфере.
Статья 15. Передача осуществления полномочий РФ в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов РФ
Переданные полномочия субъектов РФ включает в себя лицензирование деятельности в сфере ОЗГ (в том числе фармацевтика и оборот наркотических медикаментов) с помощью государственных субвенций.
Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
Перечень полномочий в сфере ОЗГ:
- защита прав и свобод граждан;
- разработка и реализация программ и мероприятий;
- организация скорой медицинской помощи;
- организация условий для трансплантации органов и обеспечения медучреждений донорской кровью;
- осуществление профилактических и социально-противоэпидермических мероприятий;
- обеспечение больных медикаментозными препаратами;
- информирование населения о рисках;
- обеспечение научно-исследовательских мероприятий и др.
Как купить квартиру на материнский капитал? Ответ здесь.
Производственный календарь на 2020 год смотрите тут.
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ОЗ
Осуществление деятельности по ОЗГ на местном уровне.
Содержание остальных глав закона рассмотрено в таблице ниже.
Глава |
Содержание |
1. Права и обязанности граждан в сфере ОЗ |
О правах граждан на:
Отдельно рассмотрены права военнослужащих и заключенных. Пациенты с инфекционными заболеваниями должны соблюдать все необходимые меры предосторожности. |
2. Организация ОЗГ |
Описание комплекса государственных мероприятий, направленных на ОЗГ.
Эвтаназия запрещена. На занятия народной медициной нужна лицензия. |
3. Охрана здоровья матери и ребенка | Рассмотрены все аспекты, касающиеся материнства и прав человека на рождение детей. |
4. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование | Описание особенностей всех видов экспертиз, осуществляемых в РФ (военно-врачебной, судебно-медицинской и др.). |
5. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека | Описание действий медработников в момент смерти пациента, вскрытия тела и использования органов умершего (с согласия пострадавшего). |
6. Медицинские и фармацевтические работники, медучреждения | Права, обязанности и ответственность медучреждений и их представителей. |
7. Государственная программа бесплатной медпомощи | Описание видов бесплатной медпомощи и условия ее предоставления. |
8. Финансовое обеспечение ОЗГ | Источники средств осуществления ОЗГ на всех уровнях (в том числе оплата медуслуг гражданами). |
9. Контроль ОЗГ | Описание методов и видов контроля в сфере ОЗГ и полномочия соответствующих органов. |
10. Ответственность в сфере ОЗГ | Ответственность медучреждений их представителей за причинение вреда гражданам в процессе оказания помощи. |
11. Заключение | Перечень правовых актов об ОЗГ, утративших силу на территории РФ. |
Сопряженным с рассмотренным законом является правовой акт №15-ФЗ, говорящий об ОЗГ от воздействия табачного дыма.
Скачать документы можно здесь:
N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
ФЗ об ОЗД затрагивает не только сферу профилактики и терапии граждан, но и правовые отношения, связанные с государственной экспертизой, смертью человека, медицинским освидетельствованием и др. Текст измененного в 2020 году закона содержит комментарии, разъясняющие все существенные моменты.