Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.
При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.
Структура ФЗ N 2202-I
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» состоит из 7-ми разделов, которые включают в себя 54 статьи. Каждый пункт предназначен для регламентации нижеприведённых вопросов:
- порядок выполнения предъявляемых прокурором требований;
- правила аттестации работников прокуратуры;
- последовательность проведения экспертизы нормативно-правовых актов с позиции
- необходимости принятия антикоррупционных мер;
- дисциплинарные взыскания;
- утрата доверия и последующее увольнение;
- перечень полномочий Генпрокурора;
- способы поощрения сотрудников и т.д.
Скачать действующую редакцию
Федеральный закон о прокуратуре РФ
07.03.2017 установлен Федеральный закон «О прокуратуре РФ» с изменениями, определёнными постановлением Конституционного Суда от 17.02.2015 года. В их разработке принимала участие Генпрокуратура РФ.
Общие положения
Первая глава закона, именуемая «Общие положения», включает в себя статьи с 1-й по 10-ю. Каждая из них посвящена отдельной теме:
- определение понятия «прокуратура»;
- описание основных направлений деятельности и принципов организации рассматриваемого госоргана;
- международное сотрудничество;
- установление ограничений на вмешательство сторонних лиц в процесс осуществления прокурорского надзора;
- участие прокурора в заседаниях госорганов различного федерального значения;
- описание шагов, направленных на борьбу с преступностью.
Кроме того, присутствуют указания на ситуации, в которых требования прокурора являются обоснованными и обязательными для исполнения, и уточняется срок, на протяжении которого сотрудник прокуратуры обязан рассмотреть заявление.
Система и организация
Второй раздел (статьи с 11-й по 20-ю) посвящён рассмотрению системы прокуратуры и Генпрокуратуры РФ. Освещается тема назначения прокурора (Генпрокурора) на должность, широта полномочий и сфера обязанностей прокуратуры и её сотрудников в различных субъектах федерации, городах и районах.
Прокурорский надзор
Третий раздел «Прокурорский надзор» поделён на 4 главы:
- ГлаваI (статьи: 21-25). Общая практика надзора, то есть отслеживание факта соблюдения законодательства и составление актов, являющихся реакцией на наличие нарушений.
- Глава II (статьи: 26-28). Посвящена правам и свободам людей и граждан РФ, а также мерам по их соблюдения.
- Глава III (статьи:29-31). Раздел устанавливает порядок принятия заявлений и сообщений, содержащих информацию об уже случившихся или предстоящих преступлениях, последовательность осуществления мероприятий по оперативному розыску и расследований. Уточнение законности действий, осуществляемых в процессе производимой прокуратурой деятельности: розыска, дознания, предварительного следствия.
- Глава IV (статьи: 32-34). Обращается внимание на то, насколько законным является пребывание граждан в учреждениях, ответственных за исполнение наказаний и принятие мер принуждения, назначенных судом. Делается акцент на правах и обязанностях лиц, подвергнутых принудительному воздействию, и законности исполнения наказаний, не подразумевающих лишения свободы.
Закон «О рекламе» 38-ФЗ и его основные моменты можно скачать здесь.
Участие прокурора в судебных делах
Статьи: 35-39:
- Определяется роль, которую принимает на себя прокурор в ходе судебного разбирательства.
- Описаны условия, учитываемые при опротестовании решений суда, процедура отзыва протеста, возможность приостановления исполнения приговора.
- Приведены нормы, в соответствии с которыми происходит дача разъяснений суду.
Последние изменения
В новейшей редакции закона был чётко определён срок исполнения требований прокурора:
- Статья 6 закона с учетом изменений, внесенных законом № 27-ФЗ, гласит, что на предоставление прокурору затребованной им информации, документов (в том числе тех, которые были заверены электронной подписью) и их копий в общем порядке отводится только пять рабочих дней. При проверке соблюдения законов, этот срок сокращается до двух дней.
- Если существует опасность для жизни и здоровья людей их имущества, может быть нанесён вред государству или окружающей среде, а также в ряде других чрезвычайных ситуаций, все требуемые материалы должны быть предоставлены за сутки.
- По решению прокурора срок может быть продлён, если на протяжении установленного изначально отрезка времени проверяемый орган (организация) уведомит сотрудник прокуратуры об объективных причинах, делающих невозможным своевременное предоставление необходимых сведений или документации.
В статье 21 закона были приняты нормы осуществления проверок:
- руководитель проверяемой организации должен быть оповещён о предстоящей проверке самим прокурором или его заместителем не позднее, чем в день, когда процедура должна состояться;
- проведение процедуры должно иметь определённую цель, быть подкреплено рядом оснований и ориентироваться на точный предмет проверки.
Помимо этого, в самом законе предусмотрен перечень оснований для проверки (в том числе для повторного осуществления процедуры), уточняется последовательность действий при необходимости её продления или приостановки:
- Проверка не может продолжаться более 30-ти календарных дней (в случае крайней необходимости, допускается её продление на аналогичный срок). Предоставляется возможность привлекать представителей других госорганов в качестве экспертов-аналитиков.
- Если нарушения не были зафиксированы, то руководитель организации получает копию акта проведённой процедуры в течение последующих 10-ти дней.
-
Прокурор не имеет права требовать у проверяемого органа (организации) документацию или информацию:
- не имеющую отношения к предмету проверки;
- предъявлявшуюся во время предыдущих проверок;
- размещённую на офсайте органа или публиковавшуюся в СМИ.
- Если речь идёт о проверке нескольких филиалов (подразделений) одной организации, то для каждого из них определяется своё время. Изначально приостановление проверки не может длиться более полугода, однако, если существуют уважительные обстоятельства и имеется соответствующее решение Генпрокурора РФ, период может быть увеличен вдвое.
Закон 127-ФЗ о несостоятельности можно скачать тут.
Какова ставка налога на имущество организаций в 2020 году? Читать далее.
Статья 22 рассматриваемого ФЗ требует при предоставлении материалов или их копий, статистических и иных сведений ориентироваться на сроки и порядок, который установлен существующими дополнениями к статье 6 этого же закона.
Реализация положений Федерального закона будет способствовать повышению эффективности работы органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан.