Правила оформления дачной амнистии: на какие объекты распространяется, порядок оформления земельных участков, сложности и последние новости.
Что это такое
30 июня 2006 года Государственная дум РФ приняла Федеральный закон N 93, в простонародье — дачная амнистия. Дополнительно были внесены изменения в Федеральный закон N122, контролирующий проведение государственной регистрации прав на недвижимость.
Амнистия предоставляет возможность оформить право собственности на конкретно-определенную недвижимость по упрощенному варианту, а именно:
- на земельные участки под личное подсобное хозяйство, садово-огородничество, строительство под личные нужды;
- на недвижимость, находящуюся на такой земле (дома, сараи, гаражи и пр.)
Периодически вносятся изменения в законопроект. Амнистия не ограничена во времени, но законодательно определены сроки принятия документов Росреестром. Воспользоваться такой возможностью, по мнению экспертов, могут более 10 миллионов людей.
Сроки действия Закона
Для оформления участка в собственность по упрощённому варианту необходимо подать документы в Росреестр. Федеральный закон N 20 от 28 февраля 2015 года внес изменения в ФЗ N122, тем самым амнистия продлена до 2020 года. То есть, до этого срока оформить право собственности можно без документов о вводе в эксплуатацию постройки.
23 июня 2014 года были введены поправки в ФЗ N 93 в отношении земельных участков под садоводство и огородничество. Бесплатная приватизация наделов возможна до 31 декабря 2020 года.
Объекты дачной амнистии
Объектами амнистии являются земельные участки, полученные в собственность, наследство или в бессрочное владение до начала действия Земельного кодекса РФ.
Участки должны быть предоставлены для:
- ведения ЛПХ;
- ИЖС;
- садоводства;
- огородничества;
- ИГС.
Оформить право собственности можно и на участки, в документах на которые не указано основание права предоставления.
Кроме участков амнистия распространяется на объекты недвижимости, а именно:
- строительство которых разрешено без разрешения (киоски, навесы, вспомогательные сооружения, некоммерческие объекты);
- ИЖС на участке под ИЖС;
- любое индивидуальное строение, находящееся на участке под ЛПХ.
Для оформления недвижимости потребуется больше документов.
Как оформить земельный участок
Документ, который устанавливает право на владение гражданином участка, является основным для осуществления регистрации права собственности. До введения амнистии доказать права собственности при отсутствии документов без обращения в суд было невозможно.
На период действия закона правоустанавливающими документами считаются:
- акт о предоставлении земли администрацией;
- свидетельство, подтверждающее право;
- выписка, в случае с участком под ЛПХ, с хозяйственной книги;
- любой документ, подтверждающий правообладание.
Как узнать код ОКТМО по месту жительства? Подробная инструкция здесь.
Помимо одного из вышеназванных документов необходимо предоставить кадастровый паспорт, который был получен после 1.03.08. Или кадастровый план, выданный после 01.03.08.
Увеличение участка
Бывает, что границы земельного надела не совпадают с теми, что обозначены в бумагах. Садово-дачная амнистия позволяет оформить неучтенную площадь в собственность. Но для этого нужно соблюсти 2 требования:
- Отсутствие нарушений прав соседних землепользователей.
- Площадь участка не превышает разрешенных норм под целевое использование.
Оформить в собственность дополнительные метры можно только в том случае, если надел был получен до начала действия ЗК РФ. Как вариант – дополнительно часть участка можно выкупить у ее владельца.
Как оформить дом и другие объекты
Для регистрации права собственности по амнистии требуются определенные документы:
- подтверждение существования объекта с его описанием (технический план, кадастровый паспорт, полученный после 1.03.2008, техпаспорт);
- если объект ИЖС был построен в период с 01.03.08 по 01.03.15, то кадастровый паспорт признается единственным подтверждающим документом;
- свидетельство о праве собственности на участок, при регистрации документа по амнистии предоставление бумаги не требуется;
- кадастровый паспорт земельного надела.
Кадастровый паспорт не потребуется предоставлять, если:
- имеется право собственности на землю;
- имеется заключение дачного общества о предоставление земли под садоводство или огородничество с подтверждением местонахождения объекта на данном наделе;
- если участок предназначен для ведения ЛПХ или ИЖС, и есть заключение администрации с подтверждением нахождения объекта в границах участка.
Все документы предоставляются в Росреестр, обслуживающий территорию, на которой находится участок.
На землях ИЖС
ИЖС – это индивидуальное жилищное строительство. При этом у здания должна быть следующая характеристика:
- жилой дом;
- высота до 3-х этажей;
- строительство осуществлялось на собственные средства (либо ипотека).
Дома обычно строят на подлежащей регистрации земле. Если на ней стоит дом, то его необходимо приватизировать. Чтобы оформить сооружение, необходимо иметь следующие документы:
- заявление;
- удостоверение личности;
- техпаспорт или кадастровый;
- чек об уплате государственной пошлины.
Если приватизация дома проходит совместно с приватизацией земли, то необходимо собрать пакет документов и на участок.
Все бумаги следует предоставить в Росреестр. Через месяц будет выдано свидетельство о праве собственности.
В СНТ
СНТ- это садовые некоммерческие товарищества, предоставляющие землю для бессрочного пользования.
Чтобы оформить дом в собственность, нужно в Росреестр подать следующие документы:
- заявление;
- удостоверение личности;
- садовую книгу, выписку с реестра – документ, подтверждающий право собственности;
- кадастровый план в 2-х экземплярах;
- технический план с Бюро технической инвентаризации.
Через месяц будет выдано свидетельство о праве собственности.
В ЛПХ
Стоящей на участке строение необходимо приватизировать. Обычно земля, предназначенная под ведение личного хозяйства, выдается и оформляется в аренду или собственность сразу.
Для оформления права собственности на строение потребуется паспорт домовладения:
- Для его получения необходимо посетить отдел архитектуры с договором купли-продажи или разрешением на строительство.
- Специалист БТИ составит план дома. Без плана дальнейшие действия по приватизации невозможны.
- Когда вся документация будет готова, в отделе архитектуры предоставят паспорт.
- Приложив документы на участок нужно подать заявление на приватизацию в Росреестр.
- Через месяц будет выдано свидетельство о праве собственности.
Регистрация недостроенных объектов
Объект незавершенного строительства тоже можно зарегистрировать по амнистии. Для этого потребуются следующие документы:
- разрешение на строительство;
- подтверждение постановки на кадастровый учет;
- технический план.
Все 3 документа связаны между собой и их наличие обязательно. Когда пакет готов, можно обращаться с заявлением в Росреестр. Через 30 дней свидетельство о праве собственности будет готово.
Закон об опасном вождении можно прочесть далее.
Полный актуальный перечень районов Крайнего Севера скачайте здесь.
Сложности
При оформлении документации граждане сталкиваются с различными трудностями.
1. Площадь земельного участка в реальности отличается от площади по документам
В 90-е земля выдавалась без замеров. Поэтому таких случаев очень много. Что бы решить проблему, необходимо провести межевание участков. Действующая редакция законодательства позволяет изменить площадь в большую сторону.
Имеется ограничение: площадь может быть увеличена максимум на 1 величину надела для данной категории (1 величина=минимальному размеру).
При отсутствии границ увеличение допускается на 10% от общей площади участка. Разница в размерах земли по документам и в реальности не является обоснованием для отказа регистрации.
2. У продавца участка нет свидетельства о праве собственности, только документ с 90-х. Как действовать при покупке такого надела?
В старом документе указано на каком праве предоставлялся участок. Если на праве собственности, то можно действовать далее. Если нет, необходимо уточнить информацию – изъят надел из оборота и ограничен ли он в использовании.
Если участок изъят из оборота или ограничен в использовании, то сделать ничего уже не получится. Придется подобрать новый земельный надел.
Сделку оформить без занесения информации о продавце в ЕГРП невозможно. Поэтому продавец должен зарегистрировать право собственности и составить договор купли-продажи. Затем осуществляется регистрации сделки. Новому владельцу выдаются соответствующие документы.
Последние новости
С 1 января 2020 года процедура оформления строений на землях садовых и дачных товариществ стала сложнее. Ранее для оформления права собственности необходима была декларации. Теперь требуется технический план. Это значительно усложняет процедуру приватизации:
- Для оформления технического плана нужно обратиться в Бюро технической инвентаризации. Кадастровые инженеры осуществят замеры и сделают технический план. Сроки его подготовки – 7 дней. Стоимость оформления зависит от величины строения. Цены начинаются с 7 000 рублей.
- После подготовки технического плана можно подавать заявление в Росреестр на получение права собственности. Сроки выдачи остаются прежними – 30 дней с момента подачи документов.
Таким образом амнистия на сегодняшний день – это удобный способ приватизировать землю и здания. В некоторых случаях потребуется больше времени. Воспользоваться амнистией могут только граждане РФ.