На сегодняшний день процедуру письменных и личных обращений заинтересованных лиц в государственные структуры федерального, регионального и местного уровня закрепляет Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ 59-ФЗ от 02.05.2006, в соответствии с которым каждый государственный орган реализует свое делопроизводство.
Структура закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
Акт состоит из 18 статей, которые посвящены:
- Правам лиц, которые обращаются в государственные структуры.
- Процедурам и срокам рассмотрения поступивших заявлений.
- Требованиям, которые предъявляются законом к заполнению подаваемых обращений.
- Правилам уведомления обратившихся лиц о сроках и результатах рассмотрения поступивших документов.
- Правилам организации и проведения личных приемов в государственных структурах.
- Процедуре контроля над соблюдением закрепленного процесса рассмотрения обращений.
- Мерам ответственности за нарушение требований, закрепленных законом.
- Процедуре возмещения, расходов и убытков в связи с невыполнением требований, закрепленных актом.
Скачать бесплатно Федеральный закон в последней редакции
Основные положения 59-ФЗ
Принятый нормативно-правовой акт регулирует отношения, которые позволяют реализовать установленное главным законодательным актом страны право обращения в государственные структуры власти и к должностным лицам, а также определяет процедуру, в соответствии с которой это обращение рассматривается.
Нормативным актом закреплено право подачи заявления не только для лиц, которые имеют статус гражданина РФ, но и для лиц с иностранным гражданством и без гражданства.
Закон закрепляет определенные права для лиц, которые направили свое обращение:
- Право на представление дополнительных сведений помимо сведений, указанных в самом обращении.
- Право на истребование сведений их органов государственной власти.
- Возможность ознакомления со сведениями, которые касаются вопроса обращения, в случаях, когда эти сведения не содержат информацию, охраняемую законом страны.
- Право на получение ответа в письменной форме.
- Право на уведомление со стороны должностного лица о продлении срока рассмотрения или перенаправления заявления в соответствии с компетенцией.
- Право на обращение с жалобой, в случаях отказа в рассмотрении обращения, бездействия со стороны должностного лица при рассмотрении заявления.
- Право на обращение с заявлением о прекращении процедуры рассмотрения ранее поступившего обращения.
Государственная структура, принявшая заявление в обязательном порядке производит регистрацию этого документа с последующим присвоением ему порядкового номера.
Закон РФ о коммерческой тайне 98-ФЗ можно скачать здесь.
В случае, когда обращение подано в орган, не обладающий полномочиями по рассмотрению и принятию по нему решения, не позднее семи дней с выявления факта отсутствия возможности рассмотрения орган должен передать это обращение в государственную структуру, наделенную полномочием по рассмотрению документа.
Рассматривая зарегистрированное заявление, орган должен следовать следующим требованиям:
- Рассмотрение обращения должно осуществляется: объективно, всесторонне, своевременно.
- При необходимости, должным лицом должны направляется запросы для получения дополнительной информации.
- Должностное лицо в случае выявление факта нарушения права должен принимать меры по его защите и восстановлению.
- Направление ответа производится в письменной форме.
- В случае необходимости направления обращения по компетенции заявитель в обязательном порядке об этом уведомляется.
- Нарушение требований закона карается наложением штрафа, предусмотренного административным законодательством.
Право граждан — статья 2
В соответствии с законом, рассмотрению и разрешению подлежат:
- индивидуальное обращение гражданина;
- коллективное обращение;
- обращение, поданное объединением граждан;
- обращение юридического лица.
Принципы обращения:
- Свободы.
- Добровольности.
Рассмотрение поступивших и зарегистрированных заявлений должностные лица осуществляют бесплатно.
Требования к письменному обращению — статья 7
Законом установлены обязательные требования для обращений. В них подлежит указанию в обязательном порядке следующая информация:
- официальное полное название государственной структуры (либо ФИО сотрудника, либо должность компетентного лица);
- персональные данные заявителя;
- адрес, по которому следует отправить ответ;
- рассматриваемый вопрос;
- подпись лица, подающего обращение;
- дата составления;
- допускается приложение дополнительных сведений к бланку обращения.
Когда обращение имеет электронный вид, в нем следует указывать:
- ФИО лица, подающего обращение;
- форму направления ответа (электронная, бумажный носитель);
- адрес получателя (почтовый, электронный).
Сроки рассмотрения — статья 12
Для рассмотрения поступившего обращения установлены следующие сроки:
- 30 дней со дня осуществления регистрации, если такое обращение было направлено в орган, который обладает компетенций разрешению изложенного вопроса.
- 20 дней со дня регистрации, если такое заявление поступило высшему должностному лицу исполнительной власти и содержит сведения о нарушении норм миграционного законодательства.
- 60 дней со дня регистрации, если возникает необходимость истребования дополнительных сведений из других государственных органов.
Как получить право собственности на самовольную постройку? Ответ тут.
Материальная помощь сотруднику выплачивается в следующих случаях — подробности далее.
При этом заявитель должен быть обязательно уведомлен о принятом решении продлить срок рассмотрения поступившего обращения.
Личный прием — статья 13
Документом устанавливается обязанность по осуществлению личных приемов в государственных структурах должностными лицами. Процедура проведения такого приема должна быть донесена до сведения заявителей:
- На заявителя ложится обязанность по предъявлению паспорта при личном посещении должностного лица.
- Заявление, сделанное в устной форме, должно быть занесено в карточку. На сведения, сообщенные на приеме, не требующие проведения дополнительного исследования, должностным лицом может быть дан устный ответ с согласия заявителя.
- Письменное обращение, поданное в процессе приема, подлежит регистрации в таком же порядке, который указан ранее.
- В случае, когда должностное лицо не обладает полномочием рассмотрения вопроса, им должна быть разъяснена информация о том, в какой орган следует обратиться для рассмотрения этого вопроса, а также процедура такого обращения.
- Если на обращение, сделанное в устной форме, ранее было дано разъяснение, то сотрудником государственного органа может быть дан отказ в дальнейшем рассмотрении поступившего вопроса.