Последняя редакция 115-ФЗ "О противодействии отмыванию доходов"

Организации, деятельность которых предполагает операции с имуществом третьих лиц, зачастую невольно становятся промежуточным звеном для реализации незаконных операций своих клиентов. Для защиты таких компаний, а также предупреждения экономических преступлений и терроризма, был принят Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов 115-ФЗ, последняя редакция которого вступит в силу с 28.06.2017 г.

Структура ФЗ-115

В законе четко сформулированы:

  • субъекты финансового мониторинга, их права и обязанности в сфере противодействия преступным экономическим схемам;
  • очерчен круг лиц и операций, подлежащих мониторингу;
  • определен порядок действий в отношении клиентов, чьи операции вызвали подозрения;
  • назначена ответственность субъектов мониторинга за уклонения от выполнения требований законодателя.

Скачать Федеральный закон в последней редакции

Основные положения

Для реализации целей, преследуемых введением закона, в нем применяется ряд терминов, имеющих специфичное значение в его контексте:

  • Финансированием терроризма являются операции с денежными активами в любой форме с целью финансирования преступлений, связанных с терроризмом, вооруженным мятежом или посягательством на жизнь политических деятелей. К такому финансированию приравниваются также действия по обеспечению денежными средствами возможного исполнителя подобных преступлений, либо финансирование организаций, имеющих своей целью совершения таких преступлений.

Главное отличие определения этого термина от впервые употребленного в Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г., Нью-Йорк) – это четкое перечисление статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наказания за преступления, которые законодатель расценивает как терроризм или приравнивает к нему.

  • Идентификация — установление сведений о клиенте и связанных с ним лицах, предваряющее начало сотрудничества, с документальным подтверждением достоверности и актуальности этих сведений. Организации обязаны совершать такую работу с каждым новым контрагентом, а также должны повторять эту процедуру для всех клиентов ежегодно.
  • Бенефициарные владельцы — лица, которые прямо (путем участия в доле предприятия) или косвенно осуществляют непосредственный контроль над действиями клиента субъекта финансового мониторинга либо управляют движением средств на банковском счете, подлежащего контролю.
  • Уполномоченный орган – изначально функции сбора, обработки и анализа данных об операциях организаций и физических лиц, выполнял Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Но с 2004 г. было выполнено преобразование этого органа Федеральную службу по финансовому мониторингу (общепринятое сокращенное название Росфинмониторинг).

Цели и сфера применения

Принятие закона ФЗ-115 регламентирует возложение на определенные организации обязанности сообщать государству о подозрительных операциях, которые совершают с их помощью.

Такое делегирование полномочий, присущее больше для следственных органов, наделяет эти компании также и расширенными полномочиями по мерам, которые они могут осуществлять в отношении недобросовестных клиентов.

Действие закона распространяется:

  • на всех без исключения участников экономических отношений, которые внутри или за пределами Российской Федерации осуществляют операции по перечислению или получению денежных средств, а также другого движимого и недвижимого имущества;
  • отдельные положения закона касаются также выгодоприобретателей и бенефициаров клиентов или банковских счетов.

Меры к противодействию отмыванию доходов

Для организаций и предпринимателей, обязанных проводить финансовый мониторинг, в целях организации оного определены требования к персоналу и кадровой работе.

Сотрудники, назначенные ответственными лицами за проведение мониторинга, обязаны:

  1. Соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы финансового мониторинга от 03.08.2010 № 203.
  2. В частности, обязательным является высшее образование в сфере экономики или права, либо двухлетний опыт в сфере, связанной с мониторингом клиентов.

Организации обязаны:

  1. Проводить вводные и ежегодные (регулярные) инструктажи в сфере противодействия экономических преступлений и финансирования терроризма.
  2. Это обучение является обязательным для руководителей подразделений и ответственных за проведение идентификации сотрудников, и проводится согласно программе, которую организация обязана разработать в соответствии с требованием законодательства.
  3. Проведение инструктажей и повышения квалификации ответственных за финансовый мониторинг лиц должно фиксироваться в специальном журнале учета под подпись сотрудника, причем форму журнала организация обязана разработать самостоятельно.

Соответствующим образом обученные сотрудники обязаны осуществлять следующие меры по противодействию отмывания нелегальных доходов и финансирования терроризма:

  • обязательный контроль – если операция попадает под определенные критерии, ее обязаны проверить на признаки подозрительных операций и незамедлительно отправить данные в Росфинмониторинг, который на их основе предпринимает меры по профилактике возможных преступных схем;
  • осуществление внутреннего контроля операций – выявления данных, свидетельствующих о необходимости проведения обязательного контроля;
  • обязательная идентификация клиентов перед заключением договора обслуживания с предоставлением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов согласно Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в том числе путем анкетирования;

Важно! Для кредитных организаций порядок идентификации описан в Положении Банка России от 15.10.2015 № 499-П, а для других финансовых организаций инструкции следует искать в Положении Банка России от 12.12.2014 № 444-П.

  • предоставление сведений об операциях, совершенных тем или иным клиентом, по запросу уполномоченного органа;
  • сохранение тайны в отношении финансового мониторинга – клиент не должен узнать о том, что проходит проверка операций, за исключением случаев уведомления о действиях, предпринятых в отношении его счета.

Субъекты контроля имеют право:

  • на отказ в совершении операций;
  • замораживание денежных средств на счету клиента, при наличии соответствующего решения, опубликованного на официальном сайте Росфинмониторинга;
  • на прекращение действия договора обслуживания при наличии достаточных на то оснований;
  • банковские учреждения могут в случае возникновения подозрений в отношении источников дохода по операции запросить у предприятия документы, подтверждающие их легальность, в том числе первичные документы по сделке.

Организации и осуществляемые ими операции 

Субъектами финансового мониторинга в свете закона 115-ФЗ являются:

  • организации (банковские, кредитные и некредитные финансовые), осуществляющие для клиентов прием, перечисления и выдачу денежных активов, в том числе в сфере кредитования и микрофинансирования;
  • предприятия федеральной почтовой связи;
  • компании, оказывающие услуги в сфере лизинга или страхования;
  • букмекеры, организаторы лотерей, тотализаторов и других игр, связанных с риском, вне зависимости от формы проведения розыгрышей;
  • ломбарды и другие компании, осуществляющие операции по купле-продаже ювелирных и драгоценных изделий;
  • компании-посредники в сфере приобретения или продажи недвижимого и движимого имущества;
  • управляющие компании ПИФов, других инвестиционных фондов, частные пенсионные фонды;
  • брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг;
  • операторы телефонной связи.

Все субъекты, деятельность которых затрагивает 115-ФЗ, обязаны встать на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента регистрации предприятия, и организовать проведение идентификации клиентов и контроля их операций.

Для проведения обязательного контроля операции, она должна соответствовать следующим критериям:

 1. Сумма операции больше или равна эквиваленту 600 000 руб. и связана с:

  • зачислением на расчетный счет наличных денежных средств, не связанных с характером деятельности компании, в том числе внесение средств в уставный капитал организации;
  • обменом валюты или купюр идентичного достоинства, покупке ценных бумаг или получению средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
  • переводами, контрагентами по которым является лицо, находящееся на территории КНДР или Исламской Республики Иран;
  • депозитами, открытыми без указания получателя (на предъявителя), а также, если выгодоприобретателем по депозиту является третье лицо;
  • переводами сумм вкладов с/на анонимные банковские счета, находящиеся за границей либо на счета юридического лица, организованного менее 3 месяцев назад, по которому операции осуществляются впервые;
  • куплей-продажей ювелирных изделий;
  • страхованием или лизингом;
  • оплатой участия либо выплатой выигрыша по тотализатору, лотерее и другим играм, связанным с риском;
  • переводами денежных средств некредитных организаций, а также получением или выплатой ими беспроцентных займов;
  • оплатой и освоению средств, полученных по государственным оборонным заказам.

 2. Операция связана со сделкой по недвижимому имуществу, и совершается на сумму, которая равна или превышает в эквиваленте 3 000 000 руб.

 3. Отправителем/получателем по операции является некоммерческая организация в корреспонденции с иностранными организациями или физическими лицами, а сумма больше или равна 100 000 руб.

 4. Операция связана с предприятиями оборонной промышленности России, а сумма ее превышает порог в 50 000 000 руб.

 5. Хотя бы одной стороной по операции является лицо, имеющее установленное прямое или опосредованное отношение к экстремистской деятельности, согласно перечню уполномоченного органа, публикуемому на официальном сайте.

В остальных случаях необходимость и объем проведения контроля определяется субъектом финансового мониторинга индивидуально

  • согласно сведениям, собранным от клиента во время его идентификации;
  • в зависимости от особенностей и специфики операции.

Если в результате такого контроля выявятся факты, позволяющие считать операцию подозрительной, то данные о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг в те же сроки и объеме, что и при обязательном контроле.

Изменения 2020-2017

С момента принятия в 2001 г. закон 115-ФЗ претерпел много изменений, часть из которых была внесена в последние годы. В частности были расширены права и полномочия организаций-субъектов мониторинга, внесены новые категории подлежащих контролю клиентов и операций:

  1. Определена обязанность субъектов контроля отправлять данные в Росфинмониторинг об отказе проводить операцию клиента в течение 1 дня. Кроме того, введено обязательство о сообщении фактов отказа от заключения либо расторжении договора банковского обслуживания для кредитных организаций в том же порядке.В свою очередь данные, полученные о подобных фактах, уполномоченный орган незамедлительно направляет в Банк России, который распространяет информацию о таких клиентах для предупреждения возможных подозрительных операций в других учреждениях.
  2. Введена обязанность любых юридических лиц по сообщению налоговой инспекции и уполномоченному органу сведений о своих бенефициарных владельцах. В свою очередь, добавлена необходимость определения бенефициаров в процессе идентификации для всех компаний, кроме тех, которые по роду деятельности раскрывает данную информацию или не имеет ее, а также государственных организаций.Уклонение от исполнения данного требования предусматривает административную ответственность с уплатой штрафа в размере до 40 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для организаций.
  3. Допущена возможность проведения идентификации клиента и удостоверения достоверности сведений о нем по документам, полученным в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи, в том числе из государственных реестров.
  4. Внесено исключение в правила открытия банковского счета: разрешено открывать банковский счет без личного присутствия представителя организации в случае, если ранее была проведена его идентификация. В то же время, такая операция запрещена, если представители или аффилированные лица клиента были заподозрены в совершении экономических преступлений и внесены в соответствующий перечень Росфинмониторинга.
  5. Кредитным и микрофинансовым учреждениям разрешено перепоручать проведение идентификации клиента банковским учреждениям. При этом как поручитель, так и исполнитель должны соответствовать требованиям Банка России.
  6. Добавлена возможность субъектов мониторинга самостоятельно определять объем и характер принимаемых мер по изучению данных клиента при идентификации, с учетом степени риска совершения таким клиентом сомнительных операций.
  7. Изменены и добавлены частные ограничения по проведению упрощенной и полной идентификации для физических лиц, которые совершают операции по обмену валюты, купле/продаже драгоценностей или потребительского кредитования на небольшие суммы.

Таким образом, с учетом изменений 2020-2017 года всем субъектам финансового мониторинга настоятельно рекомендуется внести изменения в анкеты для идентификации клиентов, порядок и правила проведения обязательного и внутреннего контроля, а также провести инструктаж сотрудников с занесением факта его проведения в журнал регистрации.

Видео: Последние изменения в ФЗ

Категории: Законы

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.