При смене места жительства необходима постоянная, либо временная регистрация. Процедура снятия и постановки на учет требует времени и личного присутствия, которое не всегда возможно по тем или иным причинам.
Что говорит закон
Законодательство РФ предусматривает порядок учета своих граждан путем оповещения ими миграционных служб о смене места жительства, переезде в иной населенный пункт. В случае невозможности осуществления постоянной регистрации в виду отсутствия собственного жилья необходимо становиться на временный учет.
Проживание без оформленной регистрации, как гласит ст. 19.15.1 Кодекса АП РФ, влечет за собой штраф в размере:
- 2-3 тыс. руб. для граждан (3-5 тыс. для г. Москвы и С-Петербурга);
- для нанимателей, владельцев жилплощади 2-5 тыс. руб (5-7 тыс. рублей для городов федерального значения);
- для юрлиц 250-750 тыс.рублей ( для столиц 300-800 тыс.).
Исключением являются случаи, когда вновь прибывшие граждане и наниматели жилья или собственники состоят в родстве. Во всех остальных ситуациях прописка необходима.
Особенности регистрации, порядок процедур постановки и снятия с учета прописаны Федеральным законом ФЗ-№5242-1, Постановлением №713 от 17.07.1995. Согласно им процесс прописки осуществим при личном присутствии регистрирующегося и собственника предоставляемого жилья.
Возможность проведения мероприятия без личной явки какой-либо из сторон, но в присутствии их доверенных лиц, категорично законом не запрещена. Условием для этого должна быть доверенность, оформленная на официальном бланке с заверением нотариуса.
Как зарегистрироваться по доверенности
Постановка на регистрационный учет без личного присутствия прописываемого мало отличается от стандартной. Для осуществления процедуры регистрации необходимо:
- Обратиться либо в районный паспортный стол, либо в ФМС вместе с собственником квартиры, куда предполагается прописка.
- Доверенность на представителя прописываемого оформляется заблаговременно в нотариальной конторе. Данный документ дает право представителю вновь прибывшего гражданина заполнять заявления от его лица и расписываться в необходимых документах.
Важно! Во избежание недоразумений и отказа в прописке рекомендуется предварительно согласовать с органами ФМС возможность регистрации по доверенности.
Какие нужны документы
Прописка без личной явки включает в себя те же действия, что и привычная процедура. Данным вопросом занимаются ФМС, районные паспортные столы, а также филиалы МФЦ. Подать документы можно в одно из этих учреждений.
О нюансах прописки новорожденного читайте в статье.
В момент обращения необходимо представить:
- Паспорт гражданина, предоставляющего жилплощадь. Если собственников более одного, документы должны предъявить каждый заинтересованный участник.
- Документ, свидетельствующий о праве владения квартирой.
- Паспорт прописываемого.
- Паспорт доверенного лица и оригинал доверенности с нотариальным заверением.
- Военный билет (для мужчин).
- Листок убытия прикладывается в случае предварительно произведенной выписки с предыдущего места проживания.
- Заявление на прописку.
Заявление
Основанием для прописки является написанное заявление от лица регистрирующегося или его представителя и встречное заявление от собственника, подтверждающего его согласие на осуществления данного мероприятия.
Форма обращения стандартна, бланк можно заполнить во время визита в ФМС, либо заблаговременно. В обращении указывается:
- точный адрес, по которому будет зарегистрирован гражданин;
- в случае предоставления временной прописки, обозначается срок, на который предоставляется право проживания по данному адресу.
Сроки и стоимость
Сроки исполнения запроса зависят от следующего:
- Необходима ли параллельная процедура снятия с учета. Если требуется выписка дистанционно посредством официального запроса по адресу предыдущей прописки, срок регистрации может затянуться.
- В какую организацию было подано заявление. Так при обращении в МФЦ все документы перенаправляются в регистрирующие органы, центры же являются посредниками, что увеличивает срок на пару дней из-за транспортировки документов.
В целом процедура оформления регистрации на новом месте проживания или пребывания занимает до 3 рабочих дней. Оплата за услуги не предусмотрена.
Итогом является отметка в паспорте о снятии с учета по предыдущему адресу и постановка на регистрационный учет на новом месте. При временной прописке будет выдано свидетельство на тот срок, который предусмотрен в заявлении собственника.
Прописка без личного присутствия собственника квартиры
Так же как и прописка в отсутствие регистрирующегося может быть осуществлена и прописка без личной явки владельца жилья. Его интересы может представлять доверенное лицо, как и в первом случае, с нотариально заверенной доверенностью. Но поскольку на этом построено много случаев мошенничества, ФМС с большой неохотой проводят процесс прописки на подобных условиях.
Об условиях получения субсидии на постройку частного дома по программе «Молодая семья» читайте далее.
Как оформить дарение квартиры у нотариуса? Инструкция здесь.
Для повышения шансов успешной регистрации при возникновении ситуации, в которой личное присутствие собственника не представляется возможным, рекомендуется в качестве доверенного лица выступать человеку, имеющему родственные связи с ним и проживающим на одной территории.
Кроме того, заблаговременное извещение сотрудников паспортного стола об особенностях сложившейся обстановки позволит избежать излишнее недоверие.
Временная
Временная регистрация в отсутствие собственника на момент подачи заявления осуществляется проще, т.к. владелец жилья в любом случае извещается регистрационными органами о поступлении такого обращения.
Если согласие с пропиской представлено не владельцем квартиры, процесс может быть остановлен по первому требованию.