Особенности профессиональных стандартов для педагогов с 1 января 2019 года

Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2019 года внесут множество изменений в работу образовательных учреждений и их сотрудников. Новые способы оценки профпригодности, расширение списка обязанностей учителей и изменение вектора развития всей системы – лишь малая доля аспектов, которые стоит учитывать педагогам.

Что это такое

Педагоги – одни из тех, кто формирует состояние будущего общества: именно на их плечах лежит формирование из подрастающих личностей тех, за счет кого будет развиваться государство. Именно поэтому любая страна выражает крайнюю озабоченность вопросами качества образования, что выливается в огромное количество норм и правил для учителей.

Но если до недавнего времени педагоги в нашем государстве руководствовались лишь должностными инструкциями, то с прошлого года была введена новая норма – профессиональный стандарт.

Такой подход уже имел место в частных компаниях и для присвоения уровней квалификации (разрядов) ряду специалистов. Теперь таким же образом будет оцениваться и профессиональная пригодность педагогов и воспитателей.

Идея введения и тестирование

Уже спустя год после создания федерального закона о присвоении определенным категориям работников профессиональных стандартов появилась идея применить эту же концепцию для повышения качества образования.

В 2013 году был создан первый проект закона, в котором авторы попытались разработать процедуру объективной оценки педагогов. За основу были взяты:

  • личностные качества работника сферы образования;
  • профессиональная готовность;
  • спектр применяемых методов в преподавании.

В результате в том же году Министерство труда издало приказ, утверждающий необходимость создания профстандартов. Это значило, что процесс принял необратимый характер и идея с оценкой профессиональных качеств педагога будет воплощена.

Изначально планировалось опробовать методику в ряде передовых учебных заведений, а в 2015-м запустить во всех школ и вузов. Тем не менее, процесс затянулся и дату официального утверждения профессиональных стандартов для педагогов перенесли на начало 2019 года.

По заявлениям законодателей такой подход показал себя с наилучшей стороны: в исследованиях его влияния на качество обучения были задействованы почти полсотни учебных заведений.

Улучшение было замечено сразу по нескольким ключевым параметрам:

  • условия труда педагогов;
  • средний уровень знаний учащихся;
  • результаты сдачи промежуточных контрольных тестов и ЕГЭ.

Профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2019 года обязывают каждого работника сферы образования подтвердить свою профпригодность в соответствии с утвержденной процедурой и существенно переработать подход к обучению на основании вышеупомянутых стандартов.

На данный момент приказ Министерства труда уже имеет юридическую силу и активно распространяется среди руководителей учебных заведений всех уровней. Последние обязаны ознакомить педагогов со стандартами и создать условия для их внедрения в своих учреждениях.

Скачать полный текст официального документа «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» можно здесь.

Структура

Разработка и создание профессиональных стандартов для работников сферы образования проводилось основываясь на множестве точек зрения. Для работы над этим проектом были подключены не только действующие педагоги, но и эксперты в области детской психологии и проводившие статистические исследования ученые.

Группа специалистов пришла к выводы, что современный педагог для поддержания высокого уровня образования должен быть:

  • компетентным;
  • образованным;
  • эрудированным;
  • умеющим приспосабливаться к изменениям;
  • прогрессивным.

Большой акцент рабочая группа, разрабатывавшая профстандарты, делала на универсализацию системы для учеников с разным уровнем развития способностей. По задумке авторов концепции немалую роль в этом играет и построение доверительных отношений между педагогом и его подопечным. Это позволит получить максимально четкое представление о способностях ученика, уровне его развития и применить эти знания.

Также профстандарты призваны дать учителям некий эталон поведения в процессе выполнения собственных обязанностей. По замыслу специалистов современный педагог должен стать примером для подрастающего поколения и взять на себя больше ответственности за его дальнейшее развитие.

Профессиональные стандарты внедряют тестирование учителей по трем ключевым параметрам, которые определяют качество обучения в современных учебных заведениях: 

  1. Построение процесса обучения.
  2. Воспитание учеников.
  3. Развитие у них определенных навыков и умений.

Если рассмотреть ситуацию более детально, то от учителя требуются:

  • безукоризненное знание и понимание преподаваемой дисциплины;
  • умение применять большой спектр методик для эффективной подачи знаний учащимся;
  • владение методическими техниками, позволяющими находить индивидуальный подход к каждому из подопечных.

Но особого внимания заслуживает именно последний пункт, ведь в соответствии с ним функции педагога существенно расширяются. Предполагается, что каждый учитель в той или иной мере должен взять на себя роль авторитета и помочь учащемуся в решении его проблем, даже если те касаются процесса обучения лишь косвенно.

Фактически, работники сферы образования разделят между собой функции психологов и дефектологов, существенное сокращение которых началось еще в конце прошлого года.

Воспринимать профессиональные стандарты как повышение ответственности без видимых положительных сторон не стоит. За счет оптимизации штата сотрудников с узкой специализацией (логопедов, дефектологов и т.п.) и сохранения бюджетных ассигнований на образование прогнозируется значительное повышение заработной платы каждого из сотрудников.

Успехи учителей в подтверждении своей компетентности также будут влиять на итоговый размер их заработной платы, на что прозрачно намекали все без исключения авторы инициативы.

Для чего нужны Профстандарты

Огромные усилия по разработке и внедрению системы профстандартов в образовательные учреждения предполагает существенный рост качества образования:

  1. Повсеместный контроль основных сторон педагогической деятельности (образованности, инициативности, внимания к подопечным) даст возможность исключить из системы образования кадры, не соответствующие целям государственной политики в отношении образования.
  2. Помимо всего прочего большой упор делается на повышение гибкости системы, которая может быстро видоизменяться за счет внедрения новых технологий и стремительного развития технических средств. В число обязанностей учителя теперь войдет не только преподавание предмета, но и умение быстро перестраиваться, адаптируясь к реалиям окружающего мира.
  3. На практике внедрение профстандартов делает работников сферы образования более универсальными, а также поощряет кадры с ярко выраженным стремлением к совершенствованию своих навыков.
  4. Одним из приоритетов инициативы является поощрение самообразования как у учащихся, так и среди преподавателей. Радикальные изменения после вступления стандартов в силу не наступят, но заложат фундамент для глубокой реформы образования.

Новые задачи

В зависимости от знаний, умений и успехов педагога новые профессиональные стандарты предусматривают разделение на пять уровней компетенции. Каждый из них имеет свой перечень необходимых требований, а оценка каждого специалиста производится по почти двум десяткам параметров.

В качестве основных задач этой концепции:

  • повышение степени адаптации детей-инвалидов к социуму;
  • поддержка социально уязвимых учеников;
  • распознание и развитие талантливых детей.

Фактически, педагог обязан будет решать не только проблемы методологического характера, но и способствовать поддержанию устойчивого психологического состояния у учащихся.

В число новых задач, которые должно решить внедрение профстандартов, входит выполнение учителем роли социального терапевта, сотрудничая с представителями узкоспециализированных областей педагогики (логопедами, дефектологами и т. д.).

Ошибочно считать, что принимаемые профстандарты созданы для школы и касаются лишь учителей, работающих там. Требования распространяются для работников всех сфер: их дифференциация создана как для ДОУ и дополнительного образования, так и для высших учебных заведений.

Для каждого типа учебных заведений отдельно разрабатываются:

  • способы оценки;
  • должностная инструкция;
  • образцы трудовых договоров;
  • рекомендованные оклады для представителей того или иного уровня аккредитации;
  • инструкции по аттестации сотрудников.

Увеличится ли зарплата преподавателей

Соответствие профессиональным стандартам, подтвержденное официально по разработанной процедуре, позволит учителю получать значительно более высокий оклад – именно такое мнение неоднократно озвучивалось авторами инициативы.

Тем не менее, пока ни Министерство труда, ни Министерство образования официальных заявлений и цифр не озвучили.

Представители правительства РФ же неоднократно упоминали о существенном поднятии среднего оклада учителей, что наверняка взаимосвязано с внедрением профстандартов.

Проблемы внедрения

Существует сразу несколько тезисов, которые подвергают сомнению возможность безболезненно внедрить профстандарты в учебных заведениях:

  • низкий уровень материального обеспечения;
  • неприспособленность большинства школ к обучению детей с ограниченным возможностями;
  • малое количество работников с узкой специализацией (сурдопереводчиков, тьюторов, дефектологов и т. д.);
  • невысокий уровень подготовки и переподготовки педагогов;
  • низкий уровень обеспечения методическими материалами;
  • слабое взаимодействие между муниципальными органами и учителями на местах;
  • вероятное ухудшение обстановки в коллективе педагогов за счет разделения на должности с разными уровнями оклада и ответственности;
  • значительная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя;
  • отсутствие алгоритма профессиональной аттестации, позволяющего адекватно оценивать его успехи.

Мнение учителей

В течении двух лет, которые понадобились специалистам для сбора данных об эффективности профессиональных стандартов, было сделано множество выводов. И если авторы инициативы и все причастные к ее разработке хвалили идею и способы ее реализацию, то среди педагогов подобного единодушия не наблюдалось.

Большая часть критики касалась отсутствия надлежащей материальной базы и технических возможностей для развития специалиста и соответствия предложенным нормам. Также затрагивалась и огромная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя: ситуация, когда педагог работает на две ставки из-за недостатка средств на существование, не так уж и редко встречается в современных реалиях.

Видео: Профессиональный стандарт 

Категории: Документы

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.