Общие положения о госслужбе в РФ. Краткий обзор законов 79 и 58 ФЗ

Госслужба в РФ: основные понятия и виды, законодательное отражение, принципы построения системы госслужбы и структура органов власти, условия поступления, прохождение и прекращение государственной службы.

В управлении страной задействованы многочисленные государственные учреждения. Они предназначены для обеспечения функционирования государственной системы и решения поставленных государственных задач.

Понятие и виды

Госслужба в РФ – это профессиональная деятельность работников госучреждений, направленная на выполнение конкретно поставленных задач путем реализации своих служебных полномочий различных уровней.

Сотрудники государственных учреждений именуются госслужащими. Госслужба РФ имеет несколько видов. Это:

  • гражданская госслужба, в свою очередь, разделяется на гражданскую государственную службу федерального уровня и гражданскую госслужбу на уровне субъектов Федерации;
  • военная служба в войсках РФ и иных специализированных воинских подразделениях государства;
  • правоохранительная госслужба и служба иных видов специального назначения для обеспечения правопорядка и соблюдения законности в РФ.

Законодательное закрепление: кратко о 58 ФЗ и 79 законе

Деятельность всех госучреждений регулируется специально разработанной системой нормативного регулирования. Ее основами являются законы Федерации №58 и №79:

  1. Первый указанный закон (ФЗ-58) определяет организационные и правовые основы всей системы федеральной госслужбы в РФ, включая системы управления госслужбой РФ.
  2. Вторым законом (ФЗ-79) уточняются правовые и организационные, финансовые и экономические основы гражданской госслужбы Федерации.

Помимо этих основных законов средства нормативного регулирования госслужбы (гражданской) имеет и другие правовые инструменты. Предусмотрена и подзаконная нормативная база, которая предназначена для урегулирования вопросов, связанных с деятельностью субъектов гражданской госслужбы (Президентские Указы, Правительственные Постановления и т.д.).

Основные принципы построения и функционирования

Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.

Эти принципы являются основной идеей, выражают объективные закономерности и направления осуществления компетенции, задач и целей, функций госорганов, полномочий госслужащих.

Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:

  1. Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
  2. Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
  3. Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
  4. Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
  5. Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
  6. Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.

К организационным принципам госслужбы относятся:

  1. Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
  2. Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
  3. Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
  4. Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
  5. Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
  6. Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
  7. Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
  8. Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.

Система госслужбы в РФ

Система госслужбы охватывает многочисленные госорганы власти всех уровней, включая в себя (согласно 58-ФЗ) гражданскую госслужбу, военную и правоохранительную.

Госорганы государственной гражданской службы разделены на:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов РФ.

Государственные органы разных уровней могут быть как обособлены, так и взаимодействовать. Военная и правоохранительная службы являются федеральными госслужбами.

Структура органов государственной власти

В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:

  1. Глава Российского государстваПрезидент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
  2. Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
  3. Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
  4. Суд:

Российское государство – это республика президентско-парламентского типа. Разделение госвласти на три обособленных ветви власти имеется и на уровне регионов РФ.

Гражданская госслужба

Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.

Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.

Гражданская госслужба никак не связана с оборонными и правоохранительными системами, иными, обеспечивающими правопорядок и соблюдение законности, государственными органами Федерации.

Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.

К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:

  • таможенные органы;
  • налоговые;
  • финансовые;
  • кредитные;
  • дипломатические и другие.

Военная служба РФ

По своему назначению этот вид госслужбы приобретает статус «особый». Данный вид госслужбы РФ предназначен для выполнения задач, связанных с охраной и обороной государства.

Военная госслужба в России имеет две формы:

  1. Обязательная (по призыву в ряды ВС).
  2. Добровольная (на контрактной основе).

Военная госслужба РФ – это несение службы гражданами в войсках:

  • МО РФ;
  • войсках МВД;
  • органах ФСБ;
  • отрядах МЧС;
  • ж/д войсках;
  • пограничных и иных войсковых группах.

Правоохранительная

Данный вид госслужбы РФ предназначен для:

  • охраны внутренних интересов граждан в области безопасности и правопорядка;
  • предотвращения и предупреждения преступности, а также, ее искоренения из общества;
  • защиты гражданских прав и свобод населения Федерации.

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение 

Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:

  • наличие гражданства РФ;
  • знание и владение государственным языком;
  • возрастное ограничение – от 18 до 60 лет;
  • наличие профобразования и достаточной квалификации, компетентности.

Причины для отказа в поступлении на госслужбу:

  • решение суда о недееспособности (либо ограничении дееспособности) гражданина;
  • решение суда о лишении права занимать госдолжности;
  • наличие заболеваний (указанных в соответствующих спецификациях);
  • отказ гражданина от проведения необходимых формальных процедур;
  • родственные связи с другим госслужащим при непосредственной подчиненности между ними;
  • наличие иностранного гражданства.

Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.

В некоторых случаях может иметь место испытательный срок (до 3 месяцев, в редких случаях до 6 месяцев).

Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):

  1. По результатам аттестации определяется уровень профподготовки и решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
  2. При возможности или необходимости, решается вопрос о перемещении на вышестоящую (нижестоящую или равнозначную) должность.
  3. Для обучения, дополнительной профподготовки и переподготовки госслужащих, существует специальная Академия при Президенте РФ. Ее полное название – Академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.

Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:

  • по инициативе руководителя госоргана;
  • по основаниям, прописанным в трудовом законодательстве РФ.

Должности и вакансии

Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:

  1. Руководители органов госслужб и их подразделений.
  2. Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
  3. Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
  4. Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
 

Руководители

Помощники

(советники)

Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа

Главная группа

Ведущая группа

Старшая группа

Младшая группа

Помимо этого для каждой штатной должности существует чин (классный ранг). Это специальное звание присваивается госслужащему после квалификационного экзамена (аттестации).

При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:

  • профпригодность каждого кандидата;
  • его личностные достоинства и способности;
  • учитывается стаж работы и рекомендации;
  • результаты тестирования.

Видео: Условия поступления на госслужбу

Категории: Конституционное право

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.