Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-43-85 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-60-09 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)

Последняя редакция Федерального закона об охране здоровья граждан 323-ФЗ

Федеральный закон об охране здоровья граждан 323 подвергся изменениям в 2019 году и содержит всю полноту информации о правах и обязанностях пациентов, медучреждений и их работников. В нем описаны методы контроля и реализации мероприятий, направленных на медицинскую защиту населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-43-85 (Москва)

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Глава 1. Основа

В первой главе Федерального закона об охране здоровья граждан рассмотрены основные положения и нормативная база правового акта.

Статья 1. Что регулируется ФЗ

Рассматриваемый закон призван регулировать взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья (далее ОЗГ), он определяет границы:

  • основы ОЗД (организационные, правовые и экономические);
  • обязанности и права различных социальных групп страны и отдельных граждан, а также гарантии предоставления соответствующих услуг;
  • ответственность и все необходимые полномочия органов власти РФ на всех уровнях;
  • обязанности и права организаций, предоставляющих услуги в сфере ОЗГ (включая права и обязанности сотрудников медицинских учреждений).

Статья 2. Основные определения, используемые в ФЗ

Понятие

Определение

Качество медпомощи Своевременность помощи, правильность выбранного лечения и диагностики, результат медицинского вмешательства.
Тяжесть заболевания Степень патологического состояния больного.
Сопутствующие заболевания Недуги, не связанные с основным заболеванием (как правило, не несут опасности внезапной смерти и не требуют немедленного вмешательства).
Основное заболевание Недуг, который требует немедленного лечения, потому что несет опасность потери работоспособности и может стать причиной инвалидности или смерти.
Состояние Искажение работы организма пациента из-за болезни.
Заболевание Недуг, возникающий под воздействием различных факторов (образа жизни, качества среды, наследственности), и негативно влияющий на работу организма.
Лечащий врач Доктор, непосредственно ответственный за терапию.
Фармацевтический  работник/организация Физическое/юридическое лицо с соответствующим образованием, занимающееся хранением, перевозкой и реализацией лекарств.
Медицинский  работник/организация Физическое/юридическое лицо с медицинским образованием, оказывающее услуги в соответствующей области.
Медицинская деятельность Комплекс мер и мероприятий, направленных на диагностику, лечение и профилактику недугов, и оказанных специалистами с соответствующим образованием и практикой.
Пациент Физическое лицо, обратившееся в медицинскую организацию за помощью.
Лечение Комплекс мероприятий терапевтического характера.
Диагностика Комплекс мер, направленных на изучение и анализ текущего состояния пациента с использованием специальных исследований и иных способов.
Профилактика Комплекс мероприятий, способствующих укреплению иммунитета пациента и улучшению его физического состояния, и направленных на купирование (предотвращение появления) недуга.
Медицинское вмешательство Любое действие медицинского работника диагностического, терапевтического и иного характера, затягивающее психическое или физическое состояние больного.
Медицинская услуга Медицинское вмешательство законченного характера.
Медицинская помощь Комплекс мероприятий, направленных на улучшение здоровья пациента с предоставлением соответствующих услуг.
ОЗГ Включает в себя меры следующего характера:

  • экономического;
  • социального;
  • правового;
  • политического;
  • профилактического;
  • медицинского;
  • научного.

Осуществляется на всех уровнях государственной власти для оказания медицинских услуг гражданам, а также укрепления и сохранения их психического и физического состояния.

Здоровье Степень благополучия человека в физическом, психическом и социальном плане.

Статья 3. Правовая база сферы ОЗГ

Правовое регулирование сферы ОЗГ основывается на следующих юридических документах:

  1. Конституции РФ.
  2. Законе об ОЗГ.
  3. Федеральных законах РФ, а также нормативных актах субъектов РФ.
  4. Муниципальных правовых актах, не противоречащих рассматриваемому закону и другим юридическим нормам в Российской Федерации.

Принципы соблюдения закона об ОЗГ:

  • если какая-либо норма, прописанная в настоящем законе, не соответствует иным правовым актам РФ, то к исполнению принимаются положения закона;
  • если в международном договоре РФ, касающемся ОЗГ, установлены нормы, противоречащие рассматриваемому закону, то к исполнению принимается первый;
  • в областях с опережающим социально-экономическим развитием действует ФЗ № 160 от 29.06.2015 года;
  • законодательные нормы в отношении территорий международного медицинского кластера исполняются на основании ФЗ №213 от 13.07.2015 года;
  • на территории свободного порта Владивосток применяются правила соответствующего ФЗ.

Глава 2. Принципы ОЗГ

Статья 4. Основные принципы ОЗГ

Здесь перечисляются главные правила ОЗГ, рассмотренные подробно в следующих статьях.

Статья 5. Соблюдение государственных гарантий и прав граждан РФ в сфере ОЗГ

Государство:

  1. Гарантирует отсутствие любой дискриминации, связанной с наличием недуга.
  2. Обеспечивает защиту здоровья граждан любого:
  • пола;
  • возраста;
  • расы;
  • языковой принадлежности;
  • происхождения;
  • национальности;
  • социального статуса;
  • имущественного положения;
  • вероисповедания;
  • должности;
  • убеждений;
  • места жительства;
  • членства в общественных организациях и др.

      3. Организует все мероприятия, связанные с ОЗГ, в соответствии с признанными правами граждан и нормами международного права.

Статья 6. Интересы пациента — главный критерий принятия решений при осуществлении медицинской помощи

Соблюдение интересов больного осуществляется благодаря:

  • соблюдению интересов всех лиц, находящихся в медицинском учреждении;
  • созданию таких условий лечения в стационаре, когда пациента могут навещать близкие (зависит от состояния пострадавшего);
  • соблюдению противоэпидермических норм;
  • размещению и проектировке медучреждений согласно удобству пациентов и санитарно-гигиеническим нормам;
  • рациональному использованию времени больного при его лечении;
  • наличию необходимого ухода во время терапии;
  • оказанию помощи пострадавшему с учетом его вероисповедания и традиций, а также исходя из его физического состояния;
  • уважительному отношению к пациенту, основанному на принципах гуманизма, а также соблюдением этических и моральных норм.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей (далее ОЗД)

Приоритетность ОЗД осуществляется следующим образом:

  • разработка государственных программ для раннего выявления недугов у детей и их лечение;
  • осуществление мероприятий, направленных на сокращение детской и материнской смертности;
  • мотивация детей и их родителей к ведению здорового образа жизни;
  • создание специальных условий для терапии инвалидов;
  • развитие необходимой инфраструктуры для осуществления эффективного лечения;
  • обеспечение детей нужными продуктами и медикаментами;
  • создание благоприятных условий для лечения несовершеннолетних в стационарах (с возможностью удобного размещения при них близких людей);
  • соблюдение прав детей в сфере ОЗД;
  • оказание приоритетной помощи и защиты детям независимо от их социального и семейного положения.

Статья 8. Социальная защита граждан в случае утраты здоровья

Обеспечение социальной защиты населения с помощью специальных государственных мер (правовых, организационных, экономических, медицинских, социальных) согласно закону РФ.

Статья 9. Ответственность государства и его представительств за обеспечение прав граждан в сфере ОЗ

Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, а также медицинских организаций и их представителей в сфере ОЗГ определяется законом РФ.

Статья 10. Доступность и качество медпомощи

Качественность и доступность медпомощи осуществляется:

  • расположением стационаров и других медучреждений максимально приближено к дому, работе или учебному заведению граждан;
  • наличием нужного количества квалифицированного медицинского персонала;
  • доступностью права выбора пациентом доктора и медучреждения;
  • соблюдением стандартов и порядка оказания медпомощи;
  • предоставлением медучреждением полного спектра бесплатных услуг согласно закону РФ;
  • размещением медицинских организаций согласно потребности населения;
  • территориальной доступностью медучреждений, в том числе для инвалидов;
  • наличием необходимых средств связи, оборудования и транспорта у медработников для оказания помощи.

Статья 11. Отказ в осуществлении медпомощи недопустим

За отказ в оказании помощи в соответствии с государственной программой бесплатного медицинского страхования сотрудники медучреждения несут ответственность согласно закону РФ.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Профилактические меры в сфере ОЗГ осуществляются с помощью:

  • специальных государственных программ, направленных на формирование здорового образа жизни населения, снижения употребления алкоголя, табака и наркотических средств;
  • санитарно-противоэпидермических мероприятий;
  • предупреждения и выявления на ранних стадиях социально значимых недугов;
  • профилактических осмотров и диспансеризации населения;
  • мероприятий по ОЗГ и жизни граждан в процессе их работы и учебы.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

К врачебной тайне относится:

  • факт обращения человека в медучреждение;
  • диагноз и состояние здоровья пациента;
  • любые сведения, полученные в процессе терапии и профилактики.

Врачебную тайну запрещено разглашать и после смерти пациента, кроме ситуаций:

  • добровольного согласия (письменного) на это гражданина;
  • лечения пациента, который не может по каким-либо причинам выразить свою волю;
  • при инфекционной и иной угрозе другим гражданам;
  • запроса сведений органами прокуратуры, дознания, уголовно-исполнительной системы;
  • использования пациентом запрещенных препаратов и наркотических веществ;
  • болезни несовершеннолетнего;
  • подозрения о намеренном причинении вреда пострадавшему (информация для ОВД);
  • военной экспертизы;
  • несчастного случая на месте работы (в сферах, предусмотренных законом);
  • обмена сведений между медучреждениями для оказания помощи пациенту;
  • контроля и учета в сфере обязательного медицинского страхования, а также качества предоставляемых услуг.

Глава 3. Полномочия органов государственной власти на всех уровнях в сфере ОЗГ

Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти

Организация и реализация мероприятий, направленных на ОЗГ, а также контроль медицинских организаций (с установлением порядка в них согласно закону) и защита прав и свобод граждан в этой сфере.

Статья 15. Передача осуществления полномочий РФ в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов РФ

Переданные полномочия субъектов РФ включает в себя лицензирование деятельности в сфере ОЗГ (в том числе фармацевтика и оборот наркотических медикаментов) с помощью государственных субвенций.

Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Перечень полномочий в сфере ОЗГ:

  • защита прав и свобод граждан;
  • разработка и реализация программ и мероприятий;
  • организация скорой медицинской помощи;
  • организация условий для трансплантации органов и обеспечения медучреждений донорской кровью;
  • осуществление профилактических и социально-противоэпидермических мероприятий;
  • обеспечение больных медикаментозными препаратами;
  • информирование населения о рисках;
  • обеспечение научно-исследовательских мероприятий и др.

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ОЗ

Осуществление деятельности по ОЗГ на местном уровне.
Содержание остальных глав закона рассмотрено в таблице ниже.

Глава

Содержание

1.     Права и обязанности граждан в сфере ОЗ О правах граждан на:

  • охрану здоровья;
  • отказ или принятие медпомощи;
  • получение необходимой информации;
  • выбор специалиста и медучреждения.

Отдельно рассмотрены права военнослужащих и заключенных.

Пациенты с инфекционными заболеваниями должны соблюдать все необходимые меры предосторожности.

2.     Организация ОЗГ Описание комплекса государственных мероприятий, направленных на ОЗГ.

Эвтаназия запрещена.

На занятия народной медициной нужна лицензия.

3.     Охрана здоровья матери и ребенка Рассмотрены все аспекты, касающиеся материнства и прав человека на рождение детей.
4.     Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование Описание особенностей всех видов экспертиз, осуществляемых в РФ (военно-врачебной, судебно-медицинской и др.).
5.     Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека Описание действий медработников в момент смерти пациента, вскрытия тела и использования органов умершего (с согласия пострадавшего).
6.     Медицинские и фармацевтические работники, медучреждения Права, обязанности и ответственность медучреждений и их представителей.
7.     Государственная программа бесплатной медпомощи Описание видов бесплатной медпомощи и условия ее предоставления.
8.     Финансовое обеспечение ОЗГ Источники средств осуществления ОЗГ на всех уровнях (в том числе оплата медуслуг гражданами).
9.      Контроль ОЗГ Описание методов и видов контроля в сфере ОЗГ и полномочия соответствующих органов.
10.   Ответственность в сфере ОЗГ Ответственность медучреждений их представителей за причинение вреда гражданам в процессе оказания помощи.
11.   Заключение Перечень правовых актов об ОЗГ, утративших силу на территории РФ.

Сопряженным с рассмотренным законом является правовой акт №15-ФЗ, говорящий об ОЗГ от воздействия табачного дыма.

Скачать документы можно здесь:

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

ФЗ об ОЗД затрагивает не только сферу профилактики и терапии граждан, но и правовые отношения, связанные с государственной экспертизой, смертью человека, медицинским освидетельствованием и др. Текст измененного в 2019 году закона содержит комментарии, разъясняющие все существенные моменты.

Видео: Спорные моменты Федерального закона № 323-ФЗ

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Категории: Документы

Комментарии закрыты